После того как все произошло, а наиболее активные участники данного события наказаны, общественность Польши на несколько десятилетий постаралась забыть об этом случае.
И только спустя 50 лет, в 1996 году, Дариуш Росати, бывший на тот момент министром иностранных дел страны, написал письмо Всемирному Еврейскому конгрессу, в котором от имени всех поляков извинился перед евреями за случившееся. Он заявил, что тогда именно Польша совершила зверское преступление, и нынешние граждане страны будут оплакивать его жертвы. Дариуш Росати в письме говорил о еврейском погроме, совершенном в городе Кельце 4 июля 1946 года, в результате которого около сотни людей, преимущественно евреев, были убиты или изувечены.
Казалось бы, уже больше года, как закончилась страшная война, развязанная гитлеровской Германией. Прекратили вращаться жернова Холокоста, от которого погибли миллионы евреев. Само понятие антисемитизма уже осуждено, а в послевоенной Польше вновь проходят антиеврейские выступления, в которых гибнут немногочисленные оставшиеся в стране евреи. К сожалению, данный погром стал наиболее ярким среди целой череды менее заметных случаев открытого антисемитизма в этой стране. Власти тогда даже провели статистику нападений, среди которых было выделено 4 их типа:
– с целью грабежа;
– с целью захвата собственности;
– вследствие ложных сообщений об убийстве евреями ребенка-поляка;
– спонтанные нападения, не сопровождающиеся грабежами.
Последний тип убийств характеризовался выбрасыванием из вагонов поляками пассажиров-евреев либо бросанием гранат в их жилища или убежища.
Наиболее громким до июля 1946 года стало краковское избиение евреев, произошедшее 11 августа 1945 года. Тогда провокаторы сначала забросали синагогу камнями, а после этого с присоединившимися к ним простыми обывателями пошли громить дома и общежития, в которых проживали иудеи. Только после того как в события вмешались советские и польские армейские части, погром был остановлен.
Было даже подсчитано, что в результате неспровоцированных нападений погиб 351 еврей. Как правило, это были бывшие узники концлагерей или участники антигитлеровского партизанского движения. Погром в Кельце, центре одноименного воеводства, стал самым кровавым и важным по последствиям.
В послевоенном Кельце проживало около двухсот евреев, сумевших выжить в период Холокоста. Властями города для них был выделен дом № 7, расположенный на улице Планты. В нем же располагались организация «Сионистская молодежь» и еврейский комитет. К слову, в городе в предвоенное время проживало до 20 тыс. евреев, большая часть из которых либо погибли, либо вынуждены были эмигрировать в другие страны.
Утром 4 июля по городу разнесся леденящий душу слух, согласно которому евреи 1 июля совершили похищение 8-летнего Генрика Блашчика для совершения ритуального убийства. Сам мальчик, якобы чудом выжил, вернулся домой и рассказал о происшедшем родителям. Впоследствии выяснилось, что мальчик специально был отправлен родителями в деревню, а спустя 2 дня вернулся назад с уже готовой версией событий.
С 10 часов утра в городе начали собираться люди, вооруженные всякими подручными средствами: палками, металлическими прутами, камнями. К полудню на улицах собралась уже внушительная толпа, состоящая примерно из 2 тыс. человек. Люди, разогретые слухами о кровожадных евреях, направилась на улицу Планты к дому №7. Из толпы неслись крики: «Смерть убийцам наших детей!», «Смерть евреям!» и, на удивление, «Завершим работу Гитлера!».
Находящиеся в доме евреи, увидев, что происходит, приготовились защищаться, пока к ним не подоспеют на помощь представители властей. Они появились в лице сержанта милиции Владислава Блахута, которого вместе с группой гражданских лиц впустили внутрь дома. Однако вместо защиты евреев милиционер приказал людям разоружиться и выйти на улицу, а когда те отказались, стал бить их рукояткой пистолета, выкрикивая, что поляки сами закончат работу, начатую немцами.
В этот момент толпа ворвалась внутрь дома. Обезоруженных евреев избивали и, не разбираясь в поле и возрасте, выбрасывать из окон. Те поляки, которые не попали в дом, стали добивать несчастных, используя заранее прихваченные подручные средства и найденные поблизости камни. Побоище продолжалось несколько часов. К концу дня территория у дома была покрыта кровавой мешаниной из трупов, раненых и фрагментов тел. По разным данным в этот день были зверски убиты от 40 до 47 человек, среди которых были 2 поляка, пытавшиеся образумить разбушевавшихся погромщиков. Еще свыше 50 человек получили ранения различной степени тяжести.
Власти немедленно начали расследование, и спустя несколько дней зачинщики и наиболее «отличившиеся» погромщики были приговорены к расстрелу и различным срокам заключения. Но сразу же за погромом понеслись и спекуляции на эту тему. Власти обвинили в произошедшем «реакционные элементы» из антикоммунистической оппозиции. Те, в свою очередь, стали сваливать вину на представителей польских и советских спецслужб, которые могли совершить подобную провокацию, чтобы разгромить оппозицию.
Подобные «расследования» ведутся до настоящего времени, совершенно упуская из виду, что за годы немецкой оккупации Польши на ее территории не менее чем в 24 районах страны поляки совершали антиеврейские погромы, к которым Советский Союз не мог иметь никакого отношения. Зато сами погромщики неплохо наживались на этом, разбирая еврейское имущество. В этот же ряд хорошо вписывается и келецкий погром.
Однако основным следствием этого избиения стал массовый выезд из страны оставшихся евреев. Если до этого они покидали ее тоненьким ручейком (несколько тысяч человек ежемесячно), то после Кельца это стало массовым явлением. К концу 1946 года практически все еврейское население покинуло Польшу.