В истории войн часто случается так, что задуманная войсковая операция не выполняется до конца, однако даже тот неполный результат, достигнутый в результате боевых действий, является решающим в стратегическом плане. Семьдесят лет назад, в январе 1949 года в ходе Войны за Независимость Израиля произошел именно такой случай. Подразделениями ЦАХАЛ в конце декабря 1948 – начале января 1949 годов была проведена операция «Хорев», задачи которой до конца так и не были реализованы. Но именно эти сражения принесли израильтянам первую стратегическую победу.
Замысел операции
Главной идеей операции «Хорев» было окружение египетских армейских подразделений в секторе Газа и очистка от них Западного Негева. Название для операции было выбрано неслучайно. Хорев – это второе наименование горы Синай, вблизи которой во время Исхода евреи, бежавшие из Египта, располагались в продолжение года. На этой вершине Всевышний первый раз открылся Моисею, и именно здесь евреи получили Тору.
Идея проведения подобной войсковой операции появилась в сентябре 1948 года. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион решил адекватно ответить на действия иорданских военных в районе Латруна. Он предложил захватить всю местность, лежащую меж Рамаллой и Хевроном. Когда эта идея не была поддержана в правительстве, он предложил новую – выдавить египетских военных из Негева, занять сектор Газа, а также участок Синайского полуострова, прилегающий к нему. В дальнейшем освобожденный таким образом регион должен был заселиться еврейскими переселенцами.
Подготовка операции
Для только становящейся на ноги израильской армии это была весьма сложная задача. В назначенном районе подразделениям ЦАХАЛ противостояли довольно серьезные силы: 5 армейских бригад (танковая и 4 пехотных), несколько подразделений меньшего уровня. С воздуха их прикрывала авиация. Несколько упрощало задачу то, что одна из египетских воинских группировок была заблокирована в Аль-Фалудже.
Для того чтобы хотя бы уравновесить силы, начальник генштаба ЦАХАЛ Игаль Ядин приказал подтянуть в этот район одну танковую и 4 пехотные бригады. Он прекрасно понимал, что прямой удар по сектору Газа повлечет за собой грандиозные потери, поэтому придумал обходной маневр. Сначала военачальник решил двинуть свои войска в пустыню Негев, чтобы очистить ее от форпостов египтян. Потом выйти к Синаю, тем самым окружив Газу, после чего врагу не останется ничего другого, как сдаться.
Все приготовления к проведению операции были окончены к концу 1948. Наступление решено было начать 22 декабря, даже не смотря на то, что в это время года в регионе начинается период зимних ливней, и грунтовые дороги превращаются в почти непроходимое болото.
Кампания
С раннего утра 22 декабря вся имеющаяся в наличии израильские авиация и артиллерия начали бомбардировку сектора Газа. Обстрелы привели к многочисленным жертвам, в том числе и среди мирных жителей. Казалось, что вслед за бомбардировкой в Газу пойдут израильтяне, поэтому там приготовились к отражению атаки. Однако эти обстрелы были лишь отвлекающим маневром от гораздо боле неприятных для египтян действий израильских военных. Глубокой ночью отряд бойцов 13-го батальона бригады «Голани» атаковал 86-й форпост противника в пустыне Негев. Вскоре там развернулась настоящая битва, проходящая с переменным успехом.
В разных местах укрепленные пункты египтян атаковывались израильскими военными. В ряде случаев из-за неразберихи в руководстве или прямого саботажа приказов командования происходили поистине драматические события. С таким трудом захваченные позиции штурмовым группам, неся значительные потери, приходилось вновь оставлять противнику. Однако общая статистика была все же в пользу израильтян.
Как это ни странно, но египетское командование, уверовав в то, что основной задачей ЦАХАЛ является оккупация сектора Газа, практически не помогало атакованным израильтянами форпостам в пустыне. В итоге в течение 2 дней большая часть укрепленных точек египтян пала, открыв израильской армии дорогу на Эль-Ауджа. 27 декабря танкисты Ицхака Саде атаковали защитников этого города, и после суточных боев сопротивление египтян было сломлено. Закономерно предположив, что они вышли в тыл врага, танкисты 8-й бригады совместно с пехотинцами из «Негев» направились в сторону Эль-Ариша, а пехотная бригада «Арэль» повернула вглубь Синайского полуострова.
30 декабря израильские военные подошли к назначенной точке, дойдя до аэродрома Эль-Ариша, тем самым превратив сектор Газа в мышеловку. У защищавшихся египтян было два выхода: погибнуть или сдаться. Местному населению также приходилось выбирать: бежать из родных мест либо остаться и стать гражданами уже еврейского государства.
Разрешение конфликта
Казалось бы, еще немного, и цель операции «Хорев» будет достигнута, однако в дело вмешалась высокая политика. Сначала Совет Безопасности ООН 29 декабря распорядился, чтобы враждующие стороны прекратили огонь. Видя, что израильская сторона игнорирует данное распоряжение, 31 декабря, перед самым наступлением нового 1949 года, спецпредставитель США Джеймс Макдональд встретился в гостинице «Галей-Кинерет» с премьером Израиля Бен-Гурионом. У него было личное послание израильскому руководству от президента Трумэна. Оно недвусмысленно гласило, что если еврейские военные не покинут пределы Синайского полуострова, то Америка кардинально пересмотрит свое отношение к Израилю.
Мало того, в дело грозили вмешаться британские военнослужащие, основываясь на положениях англо-египетского договора от 1936 года. Свои протесты выразили и ряд других стран. Израильскому премьеру ничего не оставалось делать, как дать телеграмму командующему войсковой группировкой Игалю Алону о начале немедленного вывода войск с Синайского полуострова. Однако тот, находясь под впечатлением грандиозного успеха, не видя всей серьезности политической ситуации, послал ответную депешу, в которой предлагал немного подождать с выводом, пока Газа не будет полностью оккупирована. На него подействовала только новая телеграмма, в которой главным словом было «немедленно».
Израильтяне начали показательно выводить войска с Синая, и 2 января 1949 руководитель МИД страны передал заверения Джеймсу Макдональду, что на египетской территории больше не осталось израильских военных. Для проверки правдивости данного сообщения британские ВВС отправили к границе Синайского полуострова несколько своих самолетов. Однако воздушные разведчики были немедленно сбиты силами ПВО Израиля. В результате один из английских летчиков погиб, а еще два были пленены бойцами ЦАХАЛ.
В мире разразился грандиозный скандал. Громче всех, естественно, возмущалась Британия. Немедленно в порт Акаба, расположенного в Красном море, транспортами были отправлены английские военные части. Англия готова была вступить в войну на стороне Египта. Воевать с Британией Израилю не хотелось, поэтому подразделения ЦАХАЛ были срочно убраны с египетской границы. Правда, уже 3 января израильтяне атаковали египтян в Рафахе с целью окружить их армию.
Три дня вокруг этого города шли ожесточенные бои. Наконец, увидев бесперспективность сопротивления, руководство Египта 6 января 1949 года объявило, что его представители готовы сесть за стол переговоров, дабы договориться о перемирии. Для контроля соблюдения режима тишины на линии фронта Британия вновь послала группу своих самолетов-разведчиков. Но израильские авиаторы немедленно сбили 5 из посланных «Спитфайров». В результате вновь погибли 2 английских пилота, а еще 2 были пленены.
Чтобы ситуация вовсе не вышла из-под контроля, Бен-Гуриону не оставалось ничего другого, как подписать соглашение о немедленном прекращении огня. Это было сделано 7 января 1949 года. И хотя представители израильских военных настаивали на продолжении боевых действий, объясняя, что это крайне важно для дальнейшего развития государства, опытный политик был вынужден остановить войну. Он решил довольствоваться малым, чтобы не потерять все. А чтобы ни у одной из сторон конфликта не возникло желания нарушить положения договора о перемирии, в районе Эль-Ауджа была создана демилитаризованная зона.