История еврейской нации непосредственно связана с этой горой. Именно здесь произошли, пожалуй, самые важные события, память о которых навсегда сохранилась в последующих поколениях. Мало того, появившиеся позднее христианство и ислам также почитают эту гору, что неудивительно, ведь обе эти религии фактически отпочковались от иудаизма. Так что все события, связанные с историей евреев, имеют прямое отношение и к этим религиозным направлениям. Речь идет о горе Синай – гора Моисея, гора Хорив.
Итак, на 50-й день странствий от начала исхода из египетского плена, Моисей забирается на гору Синай и получает Закон от Бога, записанный на каменных таблицах.
К сожалению, еврейские писания не сохранили точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией.
Географическое положение ее настолько удалено от районов, где могут спокойно проживать люди, что многие исследователи часто задаются вопросом, а как же, собственно, возле нее смогли расположиться полтора миллиона евреев, ушедших из Египта. И действительно гора Синай находится в самом центре южной части одноименного полуострова, в месте, где сосредоточены самые высокие горы Египта. И сама вершина высотой 2285 метров над уровнем моря входит в список высочайших пиков страны. Совсем рядом, буквально в 4 километрах южнее, расположилась самая высокая гора Египта, названная Екатериной, высотой 2637 метра.
До ближайших крупных городов расстояние от Синая исчисляется многими десятками километров. Тем не менее, считается, что именно здесь волей Всевышнего был остановлен бесконечный караван еврейских беженцев. Но сдержан он был исключительно ради благого дела – передачи евреям важнейшей информации – каменных скрижалей с выбитыми на них 10 заповедями, которые дальнейшем стали основополагающими иудаизма.
Интересно, что в Библии нет ссылки на точное местонахождение горы Синай. Данный факт стал предметом споров для множества теологов и историков. Каждый из них, ссылаясь на результаты собственных изысканий, объявлял, и продолжает объявлять свою версию нахождения искомой горы. Правда, большинство верующих людей считают той библейской вершиной именно эту гору. В подтверждение своей уверенности они приводят факт того, что святость Синая была подтверждена еще в начале Новой эры. Уже в III веке в окрестностях этой вершины появились первые христианские поселенцы, а некоторые отшельники пришли сюда еще раньше.
Пришедшие на Синай христиане долго искали подтверждение фактам, изложенным в Библии, и, судя по всему, нашли, раз в начале IV века они стали почитать вершину как библейскую гору. Можно только представить сложности тех поисков, ведь, без малого 2 тысячи лет назад возможности археологов и историков были сильно ограниченными. Но когда была признана святость горы, монахи немедленно взялись за дело, и в 330 году у места, где перед Моисеем явился Бог в огне Неопалимой купины, они возвели первую церковь с башней.
Спустя 200 лет по воле императора Юстиниана Великого на месте церкви был основан монастырь, с XI века носящий имя Святой Екатерины в честь Екатерины Александрийской – царицы, с чьей помощью была возведена на Синае первая церковь. Этот монастырь существует по сегодняшний день. Его можно найти у северного подножия горы. Вслед за монастырем на том же северном склоне был оборудован пещерный храм в честь пророка Илии. Он расположен у места, где есть небольшая пещера, в которой 40 суток жил Моисей, выбивавший на каменных плитах, именуемых скрижалями, Божественные заповеди. Рядом с пещерным храмом стоит часовня Богородицы.
На самой горной вершине находятся еще два культовых заведения: христианский храм Святой Троицы и мусульманская мечеть. Данный факт еще раз показывает, насколько тесно переплетены все три авраамические религии. С другой стороны, в силу ряда причин, большая часть культовых сооружений принадлежит христианской церкви. И именно христианские священнослужители способствовали тому, что гора Синай в настоящее время стала очень посещаемой паломниками. Один из них, игумен горы Синайской Иоанн Лествичник, даже написал труд «Лествица», в котором рассказывал, что восхождение человека на гору Синай является земным подобием восхождения по духовным ступеням в Царство Небесное.
В таком случае вовсе неудивительно, что вот уже многие века всевозможные паломники совершают восхождения на вершину священной горы. Естественно, сейчас сделать это намного проще. Ведь монахи столетиями рубили скалы, чтобы облегчить восхождение. Благодаря их стараниям сейчас к вершине ведут сразу две дороги: длинная и короткая. Одна из них представляет собой каменную лестницу, в которой насчитывается свыше 3000 ступеней. Подъем и спуск по ней довольно труден и возможен лишь в дневное время. Зато она проходит рядом с пещерным храмом пророка Илии и часовней Богородицы.
Более легким, но существенно более длинным, является другая дорога. Примечательно, что паломники или туристы могут не пройти ее, а проехать верхом на верблюде. Такую услугу предоставляют местные бедуины. Вдоль дороги расположены многочисленные лавки, в которых проезжающие могут перекусить или выпить чаю.