История
👀 72

Последний рейс «Альталены»

Последний рейс «Альталены»

Об этом случае, произошедшем на самой заре возрождения Израиля, руководители страны не любят вспоминать до сих пор. В учебниках истории о нем лишь упоминается, а ведь он мог привести к очень серьезным последствиям. Стоит отметить, что в развитии событий участвовали знаковые фигуры, впоследствии занимавшие главные посты в государстве, а весь инцидент мог обернуться расколом в рядах израильских военных и вспышке братоубийственной войны. Развитие кризиса удалось остановить. Однако почти 2 десятка бойцов израильских вооруженных группировок погибли, а еще большее количество оказались ранеными, пока их руководители смогли договориться между собой. Речь идет о трагедии корабля «Альталена», произошедшей в 20-х числах июня 1948 года.

Предыстория события

Грузовое судно «Альталена», имевшее водоизмещение 4500 тонн, было закуплено в США еврейской военизированной организацией ЭЦЕЛЬ в 1948 году. На него планировалось загрузить партию оружия и боеприпасов, а также несколько сот добровольцев, чтобы доставить их в Израиль, в котором тогда вовсю полыхала война между арабскими и еврейскими военными формированиями. Но выполнение различных формальностей потребовало времени, на несколько недель задержавших отплытие судна.

За этот же период политическая ситуация в самом Израиле кардинально поменялась. 1 июня 1948 года между руководствами ЭЦЕЛЯ и ЦАХАЛ был подписан договор, согласно которому первая договаривающаяся сторона прекращает самостоятельную деятельность, и входит в ЦАХАЛ как его составная часть. Тогда же вскрылась и информация о миссии «Альталены», стоявшей под погрузкой во французском порту Дюбуа. Так что высшее военное и политическое руководство Израиля знало о самом судне и его предназначении.

Завязка кризиса

Несмотря на все меры предосторожности французского отделения ЭЦЕЛЯ, сохранить втайне от широкой общественности информацию о миссии «Альталены» не удалось. И если израильское руководство организации не знало даже даты выхода судна в море, то журналисты прекрасно ориентировались в обстановке. Едва 11 июня груженый оружием корабль вышел из гавани, как уже 12 числа радио Лондона разнесло по всему миру весть о том, что из Франции в Израиль отправилось судно с военным грузом и почти тысячей еврейских добровольцев.

Эта информация, озвученная радиостанцией Би-би-си, оказалась как нельзя более некстати для руководства Израиля, ведь именно 11 июня между арабскими и еврейскими военными формированиями начало действовать первое перемирие. Одним из положений заключенного соглашения был пункт о запрете доставки солдат и военного снаряжения в районы, где шли военные действия. Чтобы избежать скандала, глава ЭЦЕЛЬ Менахем Бегин отправил на «Альталену» радиограмму, в которой рекомендовал командованию задержаться в море и не подходить к берегам Израиля.

Ответа с корабля не поступило, поэтому Бегин организовал срочную встречу с представителями правительства, где объяснил собравшимся создавшуюся ситуацию и рассказал, что необходимо сделать для недопущения скандала. Естественно, терять столь ценный груз в период боевых действий никто не желал. На совещании было решено перенаправить «Альталену» от тель-авивского порта в малоизвестную гавань Кфар-Виткин. Причем корабль должен был прибыть к Израилю максимально быстро, о чем туда отправили соответствующую радиограмму.

Развитие событий

Однако не смена порта была основной проблемой. Каждая из договаривающихся сторон желала получить долю груза, закупленного ЭЦЕЛЬ. Бегин хотел пятую часть груза отправить в Иерусалим, где подчиненная ему «Иерусалимская дивизия» задыхалась от недостатка оружия. Армейское руководство с этим согласилось, однако когда руководитель ЭЦЕЛЬ потребовал и остальной груз распределить только между своими подразделениями, в ЦАХАЛ почувствовали неладное и запретили ему делать это.

Тем временем «Альталена» спокойно добралась в Кфар-Виткин, где немедленно встала под разгрузку. Туда же прибыл сам Бегин в сопровождении представителей ЭЦЕЛЬ. Однако в Тель-Авиве активная деятельность политика по разгрузке корабля была расценена как раскольническая, поэтому Бен-Гурион потребовал полного послушания от руководства ЭЦЕЛЯ,а все доставленное оружие передать ЦАХАЛу. В противном случае против «раскольников» будет применяться сила. Самым печальным во всем этом оказалось то, что у Бегина никаких мыслей о расколе в вооруженных силах не было.

Кульминация кризиса

Приказ Бен-Гуриона немедленно начал выполняться. В район Кфар-Виткин послали подразделения бригады «Александрони», которые по периметру охватили район порта. Комбриг Дан Эвен передал Бегину ультиматум, в котором требовалось отдать весь доставленный груз представителям военной части и немедленно начать переговоры с командованием ЦАХАЛ. В противном случае будет применена сила, а ответственность ляжет на плечи Бегина. Тонкость момента заключалась в том, что для ответа политику предоставлялось 10 (!) минут.

Понятно, что столь унизительные условия им не были приняты. Неподчинение Бегина подрывало престиж самого Эвена, поэтому комбриг пошел на обострение и приказал открыть огонь. По инициативе жителей портового города между враждующими сторонами начались переговоры. В результате достигнутого соглашения огонь прекратился, а все имеющееся на берегу оружие отдано под охрану. Правда, Бегин смог теперь подняться на борт «Альталены», где приказал отправиться в порт Тель-Авива. Он надеялся, прикрывшись посредничеством лидеров гражданских партий, выгрузить остаток оружия, после чего начать договариваться с правительством.

Последний рейс «Альталены»

К сожалению, у руководства страны на этот счет было иное мнение. Игалю Ядину было отдано распоряжение блокировать порт и вынудить корабль сдаться. Для полноты убеждения туда доставили пушки и крупнокалиберное стрелковое оружие. Параллельно город начали наполнять подразделения ЭЦЕЛЬ, прибывшие с целью поддержать своих товарищей на мятежном корабле. При наличии столь внушительных вооруженных формирований стычка между ними могла произойти в любой момент. Так и случилось.

Поводом для нее стала попытка начать разгрузку судна. Узнав об этом, Бен-Гурион в 16 часов отдал приказ о его обстреле. Командовавший батареей Ицхак Рабин немедленно выполнил его, и в «Альталену» полетели снаряды. После прямого попадания одного из них корабль загорелся. Опасаясь взрыва боеприпасов, все еще находившихся на борту, командир корабля приказал вывесить белый флаг, а экипажу покинуть судно. Прыгавших в воду людей пытались спасти их товарищи, но Рабин не прекращал стрельбу.

К чести Бегина он все время находился на горящем корабле, и согласился сойти с него только после выгрузки с его борта последнего раненого бойца. Окончательно конфликт был погашен после приказа, категорически запрещавшего подразделениям ЭЦЕЛЯ атаковать части ЦАХАЛ. Фактически этим было предотвращено гражданское противостояние уже внутри еврейского сообщества.

Эпилог

Результатом конфронтации стали 19 погибших бойцов: 16 человек из ЭЦЕЛЬ и 3 из ЦАХАЛ. Подверглись аресту свыше 200 членов ЭЦЕЛЬ, среди которых пятеро являлись представителями его высшего командования. Правда, большая часть военнослужащих низшего звена вскоре была выпущена, а вот руководители ЭЦЕЛЬ пробыли в заключении свыше 2 месяцев. Их освободили только 27 августа, после того как за них вступилась израильская общественность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *