Интересная получается статистика. Россия, некогда имевшая самую большую еврейскую диаспору в мире, в настоящее время скатилась по этому показателю на самые задворки, имея среди своих граждан всего около 1% от мирового их числа. Как же получилось так, что люди, составлявшие значительную часть населения страны, начали массово покидать ее? К сожалению, у этого процесса была историческая предрасположенность с определенными причинами. Правда, рассматривать придется не современную Россию, а Российскую империю и Советский Союз.
Первые евреи на территории России
Самыми первыми представителями этой нации в нынешнем понимании были евреи-иудеяне, плененные царем Нововавилонского царства Навуходоносором II. Уведенные в Вавилон, они сумели сохранить свою идентичность и не ассимилироваться среди других народов Междуречья. После завоевания Вавилона царем Персии Киром II Великим получили желанную свободу, однако в Иудею вернулись далеко не все. Некоторая часть осталась на обжитых местах и ради заработка начала наниматься в персидскую армию. Именно как военные персидской армии первые евреи попали на Кавказ и территорию Средней Азии. Эти земли впоследствии вошли в состав Российской империи, а потом унаследованы Советским Союзом. Несколько позже военных начали сменять гражданские люди.
Новая волна переселения евреев началась спустя два столетия. Этому процессу предшествовала свадьба правителя греческой колонии Гераклеи Понтийской Дионисия на персиянке Амастрис, дочери брата последнего ахеменидского правителя Дария III. После этого персидские евреи-иудеяне получили законную возможность селиться в Крыму и на Таманском полуострове. О том, что переселившиеся в Крым евреи никуда не исчезли, говорит факт находки надгробной плиты I века на Таманском полуострове, установленной на могиле воина-еврея. Немного позже крымскую диаспору пополнили беженцы из разгромленной римлянами Иудеи после подавления в ней восстания Бар-Кохбы.
Средние века
Конечно же, все эти переселения происходили еще до появления Руси как государства и были крайне незначительными по численности. Некоторые изменения наступили с началом Средних веков. Прежде всего следует отметить , в Крыму и на Тамани евреи настолько хорошо обжились, что их наличие даже зафиксировал византийский хронист Феофан. С другой стороны, через Дербентский проход в район нижней Волги, где находилась столица Хазарского каганата город Итиль, начали мигрировать евреи из Персии. Их влияние на правителей каганата оказалось настолько сильным, что лидер Хазарии Булан вместе в ближайшим окружением приняли иудаизм. Произошло это где-то во второй половине VIII – начале IX веков. При этом хазарские правители поддерживали переселение к ним новых еврейских мигрантов из Арабского халифата и Византии.
После угасания Хазарского каганата лидерство в регионе перешло к русскому государству со столицей в Киеве. Туда же, по всей вероятности, начали перемещаться и еврейские торговцы. Подлинных свидетельств о постоянно проживающих в русском государстве евреях на данный момент нет, однако наличие многочисленных топонимов типа Жидово, Жидичев, Козари, Козара говорит о том, что, как минимум, еврейское купечество в заметных масштабах там присутствовало.
После разделения Киевской Руси на несколько отдельных русских княжеств евреи начали образовывать уже в них свои общины. Так известно, что в XI веке в Черниговском княжестве, XI-XII столетиях во Владимир-Волынском княжестве существовали весьма просвещенные еврейские общины. Предполагается, что евреи были даже во владения князя Андрея Боголюбского, правившего в Северо-Восточной Руси, правда, жили ли они там на постоянной основе, сейчас неизвестно. Все завершилось в середине XIII столетия, после того как на Русь обрушилось нашествие хана Батыя. В ходе него еврейство пострадало настолько сильно, что о нем на долгое время просто забыли.
В Восточную Европу представители этой нации вернулись лишь в XIV веке, после того как их начали изгонять из стран Западной Европы. Несчастным изгнанникам предоставил свои земли польский король Казимир III. Мало того, этот правитель предоставил евреям массу льгот. Это дало возможность обездоленным людям укрепиться на польской земле и расселиться на литовской, а также на подконтрольных Польше украинских и белорусских территориях. Спустя непродолжительное время община евреев настолько выросла, что стала составлять от 1/8 до 1/5 части населения и контролировать до 3/4 от всего польского экспорта. В итоге, к концу XVIII столетия польские правители начали даже ограничивать аппетиты евреев.
Московское царство и Российская империя
После того как в результате нашествия Батыя еврейская община на Руси практически перестала существовать, новые евреи долгое время не могли попасть в страну. Русские князья и цари опасались не столько их самих, сколько их идеологии. По этой причине евреи могли приезжать на Русь только временно. Исключение делалось лишь тем, кто принял христианство, однако таких было немного.
Все поменялось в XVII-XVIII столетиях, когда Россия начала расширяться на запад. Постепенно поглощая некогда свои земли, государство наряду с коренным населением получала и евреев. Еще больше представителей этой нации попали в Россию после раздела Польского королевства. Так что правительству страны ничего не оставалось делать, как изменять законы в пользу евреев. Однако из-за многовекового периода недоверия к иудейской идеологии, многие ограничения для них все же оставили. Это коснулось зоны расселения евреев по территории империи, возможности получения ими достаточного уровня образования и выбора профессиональной деятельности. Конечно же, были определенные исключения. К примеру, привилегированное положение евреев в развитии Одессы или возможности свободной деятельности для горских евреев. А вот для ашкеназов западных регионов империи положение в значительной мере было незавидным.
Тем не менее, в XIX столетии оказалось, что Россия стала обладателем огромного числа евреев, составлявших 67% от их общего количества в мире. И очень прискорбным оказался факт того, что российские правители не понимали, как с пользой воспользоваться этим достоянием. Как итог, пренебрежительное отношение властей к евреям передалось ниже, и уже простые обыватели стали относиться к своим еврейским соседям с крайним подозрением и даже брезгливостью.
Учитывая, что во второй половине XIX столетии в стране шло усиленное становление капиталистического общества, из деревень в города хлынули огромные массы обездоленных крестьян. В городской среде эти люди быстро люмпенизировались и их легко можно было направить против любого врага. Возникшие черносотенные антисемитские движения быстро сформировали из люмпенов ударную силу, которая яростно проявила себя в ходе многолетней череды еврейских погромов. К сожалению, во многих случаях такие беспорядки провоцировали сами власти, представители которой прямо указывали еврейскому населению путь спасения – эмиграцию за рубеж. И они своего добились: из страны в поисках лучшей жизни потянулись массы евреев.
Советский период
Путь притеснения еврейского населения во многом способствовал революционным настроениям в их среде. В итоге, когда в 1917 году российскому самодержавию пришел конец, среди массы революционеров оказалось значительное число евреев. Правда, этим они открыли ящик Пандоры. Дальнейшие события показали, что и революционеры, и контрреволюционеры с особым упоением громили еврейские городки. Советская власть опомнилась быстрее: зачинщиков погромов и их исполнителей начала расстреливать, пресекая на корню такого рода прецеденты. В дальнейшем до самого конца существования Советского Союза ни одного погрома не было зафиксировано.
На какое-то время в отношении евреев установилась политика полной поддержки. Для них открылись двери вузов, знаковых производств и научных центров. Такой путь оправдал себя, ведь советское государство взяло курс на развитие своего научного и технологического уровня. Однако этот период не смог продлиться долго. Колоссальный по разрушительности удар нанесла общине советских евреев война 1941-1945 годов. Тогда в ходе боевых действий, а также от рук немецких оккупантов и их местных пособников погибло до 2 миллионов представителей этой нации. Спастись от гибели смогли только люди, успевшие эвакуироваться или жившие в глубинных регионах страны.
Но и окончание войны принесло только временное облегчение. Очень скоро против евреев начались гонения уже со стороны самих советских властей. Конечно, уровень этих притеснений никак нельзя сравнивать ни с действиями нацистов или царских властей. Знаковые ученые, производственники, специалисты других профессий могли и дальше заниматься своей работой. Но все-таки многие решили под любым предлогом покинуть страну. И, начиная с 1970-х годов, из СССР они начали выезжать, отправляясь преимущественно в Израиль, США и страны Западной Европы.
Поток эмигрантов резко усилился в период конца 1980-х и 1990-х годов, когда евреи уезжали просто от безысходности. К 2000-м годам в республиках, некогда составлявших Советский Союз, остались совсем немногочисленные общины евреев. Лишь Российская Федерация может «похвастаться» примерно 150-тысячной еврейской общиной. Для остальных бывших советских республик эти цифры еще печальнее.