История противостояния Израиля с арабскими государствами содержит в себе множество трагических и драматических случаев. Во всех из них израильтяне проявляли чудеса храбрости и находчивости. В конце концов такие действия привели к тому, что теперь Израиль является передовым государством с надежно защищенными границами.
А почти все его противник стараются мирно решать возникающие проблемы. Об одном из случаев, вынудивших слишком активного соседа умерить свои амбиции, и пойдет речь.
Сначала небольшое предисловие. В июне 1967 года на Ближнем Востоке произошла короткая, практически молниеносная вспышка боевых действий, известная как Шестидневная война. В ходе их Израиль наголову разбил своих противников, уничтожив огромное количество вражеской боевой техники, а также присоединив к себе ряд новых территорий. В частности, страна вернула Синайский полуостров, который десять лет назад под давлением мирового сообщества ему пришлось возвратить Египту.
АРЕ, потерпевшая поражение, постарался взять реванш. Благодаря помощи Советского Союза, поставившем ему новые партии вооружений, страна быстро восстановила боеспособность. Однако понимая, что следующей вспышки активных боевых действий Египту не перенести, был придуман совершенно новый стиль ведения войны в виде вялотекущих боевых действий без нарушения установившихся границ. Против Израиля хотели активно задействовать тактику проведения диверсий, молниеносных обстрелов артиллерийскими снарядами, авиационных налетов. Такой принцип ведения боевых действий был назван «войной на истощение».
Нельзя сказать, что для Египта такая война обошлась дешевле традиционной. За три года, которые она длилась, только авиационной техники Египет потерял 142 единицы. В их число вошли и 4 истребителя МиГ-21, управлявшихся советскими летчиками, специально посланными на Ближний Восток для усиления египетской армии. Данный случай произошел в ходе проведения воздушной операции «Римон-20».
Как уже отмечалось, Египет быстро восстановил численный состав своей армии, однако уровень ее подготовки был крайне низким. Воевать против хорошо подготовленного врага оказалось проблематично. И хотя военная техника, поступавшая в Египет из СССР, была вполне современной, египетские военные не могли использовать ее в полном объеме. И тогда президент АРЕ Гамаль Абдель Насер нашел выход. Он предложил Советскому Союзу присылать советских военнослужащих вместе с вооружением.
Вопрос решился положительно, и очень скоро территорию Египта начали охранять советские подразделения ПВО, а также внушительные силы истребительной авиации. Последние представляли собой 135-й истребительный авиаполк и 35-ю отдельную истребительную эскадрилью. Эти части были вооружены самолетами МиГ-21МФ, модернизированными с учетом опыта вьетнамской войны и оснащенными форсированным двигателем. Чтобы не выделять их из общего фона, самолеты советских летчиков перекрасили в традиционные цвета египетских ВВС и нанесли на них соответствующие опознавательные знаки.
Несмотря на маскировку, отличные от египтян методы ведения боя советскими летчиками быстро раскрыли тайну, и командование ЦАХАЛ всерьез обеспокоилось ситуацией. Советские летчики, освоившиеся на новом театре военных действий, могли резко изменить ситуацию, нивелировав преимущество военно-воздушных сил Израиля. Тогда Мордехай Ход, тогдашний главком израильских ВВС, приказал подчиненным в кратчайший период проработать ряд действенных мер, которые нейтрализовали бы создавшуюся угрозу.
Штаб ВВС быстро выполнил приказ, и вскоре на столе главнокомандующего лежал план воздушной операции «Римон-20». Для начала требовалось обозлить советских летчиков, чем заставить их принять бой, который должен проходить по схеме, разработанной израильтянами. А дальше все будет зависеть от мастерства израильских пилотов.
По плану сначала самолеты ВВС Израиля нанесли удар по зенитной установке С-75, на которой несли дежурство советские военнослужащие. На операцию вышло 24 самолета. В ходе налета два самолета были сбиты, один поврежден, также израильтяне смогли ликвидировать пусковую установку, убив 8 советских военных. После такого военного успеха можно было переходить к реализации основного плана операции «Римон-20». Для этого были отобраны 12 самолетов: четыре тяжелых истребителя-бомбардировщика американского производства F-4 Phantom II, а также восемь многоцелевых истребителей французского производства Dassault Mirage III. Управление данными машинами поручили лучшим пилотам израильских ВВС. Согласно плану боя советские истребители требовалось «заманить» в засаду и ликвидировать. Для этого группу разделили на две части. Четыре «Миража» были приманкой, а остальные «Миражи» и четыре «Фантома» стали ударной частью.
Бой начался по инициативе израильтян 30 июля 1970. Сначала показательно было совершено нападение на радиолокационную станцию, расположенную на побережье Суэцкого канала. В то же время на предельно малой высоте, во избежание засвечивания египетскими радарами к месту нападения выдвинулись все 12 машин будущего боя. Удалось заметить лишь два нападающих самолета. Информацию сразу же передали по инстанции. Немедленно в небо поднялись советские перехватчики, чтобы отогнать непрошенных «гостей».
Чтобы избежать неожиданностей, в небо подняли сразу 20 МиГов. Их сил должно было хватить, чтобы перехватить напавшие на радарную станцию самолеты и отогнать истребители прикрытия. Поначалу ситуация оказалась такой, какой ее представляли советские штабисты. На месте были обнаружены не два, а четыре израильских самолета, которые, правда, вместо того, чтобы попытаться уйти от столкновения, дерзко ринулись в бой. Вызов был принят, и советские летчики атаковали израильтян. Это стало их фатальной ошибкой.
В ходе завязавшейся воздушной «свалки», советские летчики не заметили, как на них выскочили еще 8 израильских самолетов. Неожиданное появление подмоги немедленно решило исход боя. Сразу четыре МиГа были сбиты. Израильтянам тоже досталось, однако потери были несоизмеримы. Только один израильский «Мираж» получил попадание снаряда, но сумел дотянуть до своего аэродрома.
Дальше пошел «разбор полетов» командующим ВВС СССР, маршалом Павлом Кутаховым, буквально сразу же прибывшим из Москвы в Египет. А пока шло разбирательство случившегося, полеты советских пилотов полностью прекратились. Израилю это и требовалось. Без советских летчиков в небе египтяне пошли на крайне невыгодное для себя урегулирование конфликта. Таким образом, организованная в штабе ВВС Израиля локальная операция имела далеко идущие последствия. На целых три года Израиль получил передышку, которая прервалась только в 1973 году «Войной Судного дня».