Привыкнув к существующему «статус кво», современное поколение иногда даже не догадывается о том, как выглядели границы их государств всего каких-нибудь несколько десятилетий назад. А они могли разительно отличаться от существующих ныне.
История Израиля является тому прекрасным подтверждением. После своего образования и результатов первой арабо-израильской войны молодое еврейское государство выглядело совсем по-другому. Значительные территории, входящие ныне в состав страны, тогда находились под юрисдикцией соседних государств, настроенных по отношении к Израилю крайне враждебно. Их дальнобойная артиллерия с легкостью могла поражать жизненно важные объекты страны, что было абсолютно неприемлемо для молодого государства. И только события 5-10 июня 1967 года, получившие название Шестидневная война, помогли нейтрализовать эту и ряд других угроз.
Предыстория боевых действий проста до банальности. Арабские страны были недовольны итогами первой арабо-израильской войны 1948-1949 годов. Проигравшие в ней, они жаждали реванша, а выстоявший Израиль имел слишком малую площадь для полноценной защиты. Все понимали, что возникшие противоречия могут быть сняты только очередной войной, и лихорадочно готовились к ней, наращивая боевую мощь своих армий. Фактически к середине 1960-х обе противостоящие стороны были готовы к боевым действиям. Им требовался только формальный повод.
При беглом взгляде на сложившееся распределение сил положение складывалось явно не в пользу Израиля. Ему противостояли сразу 4 арабских государства: Египет, Сирия, Иордания, Ирак. Только авиационная составляющая объединенной арабской группировки составляла почти 790 самолетов. Самой многочисленной была авиация Египта – 450 самолетов. Сирия имела 120, Ирак – 200 летательных аппаратов, Иордания могла выставить 18 боевых машин. Внушительно выглядели и сухопутные войска арабской коалиции. Только у Египта наземная группировка составляла 240 000 человек, на вооружении которой было 1200 бронемашин, в основном танков.
Не столь мощно, но тоже внушительно, выглядели войска Сирии, Ирака и Иордании, однако им в этой войне отводилась второстепенная роль. В данной группе государств заводилой выступала Сирия, спорившая с Израилем в вопросе о распределении водных ресурсов. Между ней и еврейским государством война могла начаться уже в 1964, чтобы остановить строительство водовода, обеспечивающего весь Израиль водой. Желая максимально навредить соседу, Сирия вместе с рядом других арабских стран начала осуществлять собственный проект, целью которого было перенаправление вод реки Иордан. Исходя из возникшей угрозы, авиация Израиля разбомбила строящиеся объекты. Ответом на это стал ряд диверсий на сирийско-израильской границе.
Однако главную роль в предстоящем противостоянии должен был играть Египет. Опытный политический деятель Гамаль Абдель Насер, серьезно укрепивший свою армию, попытался удушить Израиль невоенными методами. Поначалу он добился отвода миротворцев ООН из зоны разграничения, после наводнил войсками Синайский полуостров. Последним шагом стало перекрытие его войсками пролива Эт-Тиран, несмотря на то, Израиль неоднократно предупреждал Египет о непредсказуемых последствиях данного действия.
Для уточнения ситуации стоит отметить, что и израильская сторона серьезно угрожала своим соседям. Со стороны военных и дипломатов страны поступали сигналы о возможной атаке Дамаска со сменой правящего там режима на более лояльный к еврейскому государству. В таких условиях начало войны было только вопросом времени.
Боевые действия начались рано утром 5 июня 1967. В этот момент крупная группировка израильских ВВС нанесла беспощадный удар по военным аэродромам египтян. Противник абсолютно не ожидал удара, ведь буквально накануне в израильской прессе, за сообщениями которой внимательно следили арабы, массово стали появляться фотографии военнослужащих ЦАХАЛ, якобы массово отправленных в увольнение, отдыхающих на морском побережье. Ударная группировка ВВС Израиля отлично справилась с поставленной задачей. На аэродромах было уничтожено и выведено из строя три четверти военного потенциала египтян – 304 самолета.
Ситуацию попытались переломить авиаторы египетских союзников, однако их попытки оказались тщетными. Арабские летчики вчистую проигрывали воздушные дуэли, неся при этом огромные потери в машинах и летном составе. После подавления авиации противника израильские летчики переключились на поддержку сухопутных войск. Они заставили замолчать сирийских и иорданских артиллеристов, начавших обстреливать израильские позиции. Пилоты прикрывали части Ариэля Шарона, Таля, Иоффе и Решефа, устремившихся в наступление каждая на своем участке. Впавшие в панику военные руководители стран арабской коалиции приказали своим войскам немедленно отступать, что привело к еще большей их дезорганизации.
Фактически после удара ВВС Израиля по египетским аэродромам и безукоризненно выполненной атаки танкистов Ариэля Шарона на Синае организованного сопротивления подразделениям ЦАХАЛ оказывать было уже некому. Все части противника, утратив поддержку с воздуха и получив приказ на отступление, начали массово покидать свои позиции и уходить вглубь своих территорий. Их буквально по пятам преследовали подразделения ЦАХАЛ, стремившиеся продвинуться максимально дальше относительно своих прежних позиций. В течение нескольких дней они в 3,5 раза расширили территорию Израиля, сумев захватить весь Синайский полуостров, Сектор Газа, Самарию, Иудею и Голанские высоты.
Естественно, вспышка насилия на Ближнем Востоке не могла остаться незамеченной мировым политикумом. Советом безопасности ООН была принята жесткая резолюция, обязывавшая стороны прекратить огонь. 10 июня между воюющими армиями вступило в силу перемирие, поставившее точку в этой едва ли не самой короткой в мировой истории войне, длившейся всего 6 дней.
В дальнейшем все события Шестидневной войны будут описаны в книгах по искусству ведения боевых действий, а границы стран Ближнего Востока на долгие годы получат новые очертания. Египет, отказавшись от противостояния, сможет обратно получить Синайский полуостров. Для остальных участников событий ситуация остается более сложной, однако решаемой в случае прекращения противостояния с Израилем.