В современном мире Израиль – просвещенное, хорошо развитое в экономическом плане государство, в котором уровень образованности населения не уступает основным развитым странам. Да и евреи диаспор по своей манере поведения и стилю одежды практически не отличаются от коренных жителей.
А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы не доктрина Хаскала (Аскаля ивр.), возникшая во второй половине XVIII века в среде наиболее просвещенных европейских евреев.
Следует вспомнить, что очень длительный период времени еврейское сообщество в Европе вело обособленный образ жизни. В частности, именно этот факт служил поводом для дискриминации их местным населением. В итоге, абсолютное большинство европейских евреев жило в бедности, и только крайне незначительному числу представителей еврейской общины удавалось приблизиться к элите тех стран, в которых они проживали.
А происходило это потому, что они принимали «правила игры» местных элитариев: получали светское образование, разговаривали на языке страны проживания, зачастую владея и другими языками, помня о своем еврейском происхождении, не зацикливались на этом, а ради пользы дела порой даже отказывались от еврейской идеологии. К середине XVIII столетия стало понятно, что без реформирования поведения еврейской нации, она будет обречена на полную ассемилящию или презрительное отношение со стороны местного населения.
В 40-х годах XVIII столетия выяснилось, что плоды европейского Просвещения дают о себе знать и среди еврейского населения. Наиболее успешные представители еврейских диаспор начали приобщаться к чтению печатных изданий, изучению иностранных языков, естественных наук. Особенно хорошо это было заметно на германских землях. Неудивительно поэтому, что идеи Хаскалы возникли именно там.
Первым главные пункты доктрины сформулировал и опубликовал в посланиях к австрийским евреям «Слова мира и правды» Нафтали Герц Вессели в 1782 году. Однако основы этой идеологии были заложены еврейско-немецким философом Мозесом Мендельсоном, из-за чего первый период доктрины иногда именуется «мендельсоновской» либо «берлинской» школой.
Примечательно, что реформации поведения еврейской общины желали многие наиболее просвещенные представители нации, поэтому среда приверженцев доктрины начала быстро расти. «Просвещенные», или «маскилим», были уверены, что во властных структурах к представителям еврейской нации относятся благожелательно. По этой причине практически любые решения государственных мужей по поводу евреев они встречали одобрительно, а поэты-маскилим даже слагали оды, воспевавшие правивших тогда королевских особ Фридриха Великого и Иосифа II. Вполне возможно, что так оно и было, ведь хорошему правителю хочется иметь грамотное и работоспособное население.
Следуя в курсе предложений властей, главным способом достижения собственной цели маскилим считали преображение системы еврейского образования. Нельзя сказать, что до этого евреи ничему не учились. Однако основой их образования было изучение Торы, а также других ветхозаветных книг. Все остальное считалось вторичным. Маскилим хотели развернуть ситуацию в другую сторону. Основой должны были стать светские предметы: естественные и точные науки, история, государственный язык. «Божественные» учения могли служить лишь дополнением к основным предметам.
Именно этим путем деятели Хаскалы хотели познакомить евреев с общечеловеческими ценностями, попутно дав им гарантию социального и экономического будущего. Примечательно, что против данной идеи не не протестовали еврейские священнослужители Германии. Исключением был, разве что, раввин Берлина Цви Хирш Левин, но он не смог повлиять на дальнейшее развитие еврейского сообщества. Появившийся в тот период журнал «Ха-Меассеф» публиковал на своих страницах статьи в пользу реформ в области еврейского образования, воспитания гражданского сознания и патриотизма.
Как результат, начиная в 1788 года, сначала в Берлине, а потом и в иных немецких городах возникли, так называемые, «Фрайшуле», то есть, «Свободные школы». Учебный процесс в них строился на принципах Хаскалы, предназначаясь, прежде всего, для детей из малоимущих семей общины. Так как общей учебной программы для них еще не было, то каждая такая школа создавала свою, но с общими главными направлениями. В них изучались немецкий и французский языки, естествознание, математика, история, проходило обучение рисованию. А вот на иврит и религию обращали мало внимания. Изучалась только Библия, а вот на Талмуд, в лучшем случае, отводилось минимум времени.
Постепенно была решена проблема подготовки педагогических кадров для свободных школ. Начали создаваться учительские семинарии. Часть учителей готовили даже в раввинских семинариях. Правда, постепенно вырисовалась новая проблема. Дети, окончившие свободные школы, не стремились продолжать обучение в еврейских средних образовательных заведениях. Они отправлялись в общие школы, получая знания вместе с европейскими детьми. В конце концов, такое положение вещей привело к деградации и закрытию свободных школ.
Параллельно с реформой образования маскилим стремились приобщить евреев к продуктивному труду. Известно, что евреи веками почти не занимались ремесленничеством. Их уделом была преимущественно торговля и финансовая сфера. Так вот, по мнению маскилим, рядовые немцы считали евреев «безнравственными». Нафтали Герц Вессели стал первым, кто предложил отправлять еврейских детей, не проявляющих особых способностей к наукам, изучать ремесла. Ряд деятелей Хаскалы поддержали такое предложение. Как итог, в свободных школах появились предметы изучения ремесел, а во многих местах создавались общества, отправлявшие еврейских детей для обучения к местным ремесленникам в качестве подмастерьев.
Итогом реформирования системы образования евреев стало то, что даже раввины, чтобы получить соответствующий пост, обязаны были сдавать экзамены. Причем знание религиозных предметов там было не главным. Будущий раввин просто обязан был владеть языком страны, в которой проживал, знать философию и ряд других светских предметов. В экзаменационную комиссию входили университетские преподаватели философских факультетов.
Не обходилось, конечно же, и без перегибов. Ряд деятелей Хаскалы стали отвергать основные постулаты евреев: идею Божественного провидения, посмертное воздаяние и избранность народа. Самые радикальные маскилим отрицали даже обязательность исполнения мицвот. Иехошуа (Осия) Хешл Шор из Галиции заявлял, что Талмуд и установленные в нем законы – это дела давно ушедшего прошлого, поэтому не могут считаться обязательными для евреев. Мало того, даже сама история Израиля и Иудеи начала подвергаться остракизму. Предлагалось изъять из молитвенников любые упоминания о разрушении Иерусалима, молитвы о возвращении из изгнания. Фридлендер даже прямо заявлял, что другой родины, кроме Пруссии, для евреев Германии быть не может, и только о ее благоденствии им следует молиться. Родным же языком для себя он считал немецкий.
Доходило даже до того, ряд маскилим приветствовали отбор понятия «нация» у евреев. Считая себя гражданами Германии, они объявлялись «немцами Моисеевой веры». По аналогичному пути пошли власти Франции. С 1806 года там заявили, что отныне евреи больше не являются отдельным народом, а так как Франция – их родина, то для них ввели термин «французы Моисеевой веры». Мало того, само слово «еврей» было заменено на «исраэлит». То же самое произошло и на германских землях. В 1815 году под влиянием маскилим власти Пруссии опубликовали постановление, что отныне в паспортах будет писаться не «еврей», а «исповедующий Моисееву веру». Лишь спустя два десятилетия от подобного решили отказаться.
Несомненным положительным фактором появления Хаскалы стало возрождение иврита. Он существовал и до этого, однако больше как язык проведения культовых мероприятий. Теперь на иврит стала формироваться точка зрения как на национальное достояние евреев. Начала продвигаться идея его расширения и обогащения, использования в качестве разговорной речи. Появилось даже противопоставление между библейским ивритом и раввинистическим. Так была подготовлена почва для возрождения иврита и превращения его в инструмент светской и научной мысли.
Постепенно в сознании еврейского сообщества Европы произошел перелом. В своем абсолютном большинстве евреи приняли европейский стиль жизни, образования и производственной деятельности. С некоторой задержкой, но то же самое произошло и в России. В конце концов, идея просвещения в еврейской среде попросту изжила себя. Вместо нее появились новые идеологии, одна из которых, именуемая сионизмом, привела к возрождению Израиля как государства.