Этот советский артист театра и кино запомнился многим ценителям искусства. Заядлые театралы старались достать билеты именно на спектакли с его участием. И хотя кинематографическая судьба актера была не столь заметной, он стал настоящим королем эпизода, произнося фразы, которые моментально становились крылатыми. Имя этого человека – Готлиб Ронинсон.
Этот советский артист театра и кино запомнился многим ценителям искусства. Заядлые театралы старались достать билеты именно на спектакли с его участием. И хотя кинематографическая судьба актера была не столь заметной, он стал настоящим королем эпизода, произнося фразы, которые моментально становились крылатыми. Имя этого человека – Готлиб Ронинсон.
Биография будущего выдающегося артиста началась в оккупированной германскими войсками части Российской империи. Произошло это 12 февраля 1916 в городке Вильно в семье евреев Менделя (Михаила) Ронинсона и Тойбы (Татьяны) Калетухес. Имя ему было дано в честь деда по материнской линии Готлиба Калетухеса, умершего незадолго до появления мальчика.
Как только окончилась мировая война, и местные сепаратистские движения начали откалывать от нее целые регионы, семейство Ронинсонов перебралось в Москву. Однако отец вскоре оставил семью, и все заботы о воспитании сына легли на материнские плечи. Возможно, именно этот фактор послужил тому, что в дальнейшем семейная жизнь самого Готлиба не сложилась. Он до конца своих дней оставался одиноким человеком, скромно прожив свой век в однокомнатной квартире в Москве.
В государстве, силы которого подточили последовательно идущие войны и революции, жилось трудно. Семейство Ронинсонов не было исключением. Мать Готлиба постоянно работала, но денег все равно не хватало, поэтому мальчик, даже не окончив школу, также начал искать подработку.
Именно в это время стали складываться предпочтения Ронинсона. С 1928 года он пел в детском хоре, существовавшем при Большом театре. Но после того как у подраставшего мальчика начал изменяться голос, карьера певца для него закрылась, хотя педагоги и считали, что он должен был стать обладателем классического тенора. Из хоровой группы Готлиб перешел в мимическую, но зрители не оценили его стараний, поэтому в 1939 году 23-летний Ронинсон покинул Большой театр. Тем не менее, любовь к этому виду искусства у него сохранилась. Юноша стал заядлым театралом, предпочитая среди всех спектаклей постановки МХАТа.
К этому моменту страна жила в ожидании большой войны. Ее промышленность переводилась на военные рельсы, армия пополнялась людьми. Однако Готлибу и эта стезя не подходила: он с детства страдал приступами эпилепсии. Слабое здоровье стало причиной того, что когда война началась, а вражеские войска подошли к Москве, Готлиб с матерью отправились в эвакуацию в город Верхнеуральск, где он работал воспитателем детского дома.
После того как обстановка вокруг столицы полностью прояснилась, Ронинсоны вернулись в Москву, и Готлиб поступил в знаменитую «Щуку» – Театральное училище имени Щукина, которое закончил в 1945. Ему удалось попасть в одну компанию с такими выдающимися актерами как Владимир Этуш, Нина Архипова, Геннадий Юдин, Елена Измайлова. В следующем году Ронинсон предложил свои услуги Московскому театру драмы и комедии на Таганке. Его приняли в труппу, и актер остался верным этому культурному заведению до конца своих дней, проработав в нем 45 лет.
Способность быть разноплановым актером дала ему возможность исполнять самые разные роли: комические, драматические, трагические, мужские и даже женские. Тем не менее, амплуа комика подходило ему более всего: старая школа в Большом театре давала себя знать. Готлиб прекрасно владел искусством мимики, и одно только появление его на сцене уже вызывало взрывы смеха. Благодаря этому таланту его стали называть «рыцарем нелепых образов».
После того как в театре сменилось руководство, и на должность режиссера пришел Юрий Любимов, Готлиб Ронинсон стал одним из немногочисленных актеров, которые приняли перемены и остались работать на своих местах. Теперь напарниками его стали такие актеры как Леонид Филатов, Алла Демидова, Владимир Высоцкий… Старания Ронинсона прекрасно вписывались в коллективный труд, привлекая внимание к театру. Это тем более ценно, что в эти годы на пике популярности был кинематограф, а не театр.
Однако кино тоже не обошлось без участия Ронинсона. Правда, это пришлось уже на вторую половину его жизни. Кинопремьерой актера стала эпизодическая роль турецкого пирата в фильме «Адмирал Ушаков». Конечно же, трудно ожидать, чтобы в этом крохотном эпизоде он затмил своей игрой главных героев фильма, однако начало было положено. Еще одна роль в картине «Корабли штурмуют бастионы» прошла почти незамеченной, но уже третья кинороль сделала Ронинсона знаменитой.
Эльдар Рязанов предложил ему сыграть роль руководителя страхового агентства, являющегося начальником главного героя Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Далее новая успешная роль в кинокомедии «Зигзаг удачи». После этого предложения посыпались, как из рога изобилия. Роли ему предлагали тот же Эльдар Рязанов в своей «Иронии судьбы…», Гайдай, Данелия, Коренев. Наряду с комедийными фильмами его приглашали в эпизоды кинодрам Дормана «Возвращение резидента», Михалкова «Раба любви», Алова и Наумова «Бег». Фильмография актера постоянно пополнялась, и к концу жизни достигла нескольких десятков ролей. Параллельно его приглашали озвучивать мультфильмы, поэтому и в детском кинематографе звучит его голос.
К сожалению, создать свою семью актеру так и не удалось, на что есть объективные причины. Однако детей этот добрый человека с удивительно открытым сердцем и душой очень любил, и даже с незнакомыми ребятишками быстро находил общий язык. Умер же он в полном одиночестве. Произошло это 25 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения об упразднении Советского Союза. Слабое здоровье пожилого актера было окончательно подорвано происходившими изменениями. В этот день он не явился для игры в спектакле «Мастер и Маргарита». Когда же к нему домой приехали представители театра, они увидели его, лежавшим на полу. Рядом с его ладонью находилась сердечная таблетка, которую артист так и не донес до рта.
Похоронили мастера и рядом с матерью на Введенском кладбище. Над его захоронением установлена плита, которую он сам заказал еще при жизни, боясь, что после его кончины купить ее будет просто некому.