Десять казней Египетских – это десять бедствий, описанных в Пятикнижии, которые постигли египтян за отказ их фараона освободить сынов Израилевых, которые были порабощены. Эти события привели к исходу евреев из Древнего Египта.
По книге Исход, Моисей от имени Бога потребовал от фараона освободить его народ, обещая, что в противном случае Бог принесет наказание на Египет. Однако фараон не послушался, и на Египет были наведены десять бедствий. Каждый раз, когда фараон отказывался отпустить евреев, на Египет было наведено новое бедствие.
Десять казней Египетских по порядку
Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.
1. Кровь («дам») — вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.
И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.
2. Жабы («цфардеа») — Египет заполонили вышедшие из реки жабы.
И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
3. Вши («киним») — весь Египет наполнился вшами.
Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились вши на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась вшами по всей земле Египетской. И были вши на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
4. Оводы и слепни, («аров») — нашествие насекомых на Египет.
Если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои оводы и слепни, и наполнятся домы Египтян этими насекомымы и самая земля, на которой они живут.
5. Мор («девер») — падеж египетского скота.
У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев всё же не отпустил.
6. Нарывы («шхин») — гнойные язвы на теле египтян.
После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.
7. Град («барад») — крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» — т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).
И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал.
8. Саранча («арбе») — небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
9. Мрак («хошех») — весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.
Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
10. Поражение первенцев («макат бхорот») — смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.