Назначение Джареда Кушнера на пост старшего советника президента США вызвало неоднозначную реакцию в политических кругах. Какой путь развития Америки будет поддерживать ближайший сподвижник и зять Дональда Трампа?
Назначение Джареда Кушнера на пост старшего советника президента США вызвало неоднозначную реакцию в политических кругах. Какой путь развития Америки будет поддерживать ближайший сподвижник и зять Дональда Трампа, известный многомиллиардными сделками на рынке недвижимости?
Назвать неожиданным назначение Джареда Кушнера старшим советником нового президента США нельзя – с самого старта избирательной компании он активно помогал тестю. Методы работы молодого Кушнера существенно отличались от публичной агитации за своего отца его жены, дочери Трампа. Без лишней огласки он контактировал с представителями крупного бизнеса, оказывающими материальную поддержку избирательной компании Трампа. За подбор сотрудников на ключевые позиции в предвыборном штабе тоже отвечал Кушнер. Именно по его инициативе в январе 2016 года был сменен глава предвыборного штаба: вместо Кори Левандовски был назначен Пол Манафорт, более гибкий по отношению к меняющейся медийной повестке.
Пока за закрытыми дверями только что выигравший выборы Трамп встречался с действующим президентом Бараком Обамой, Джаред Кушнер общался с главой аппарата администрации Обамы Дэнисом Макдоноу, неторопливо прогуливаясь Южной лужайкой Белого дома. Реально оценивая влияние молодого бизнесмена на принятие решений Трампом в будущем, Макдоноу, скорее всего, начал вводить Кушнера в дела.
Дельцы и партизаны
Джаред Кушнер – выходец из ортодоксальной еврейской семьи Чарльза Кушнера, владельца многомиллиардной бизнес-империи, выстроенной на успешных сделках с недвижимостью, которую приобрел еще его отец. Бедный эмигрант из Советской Белоруссии, он в 1949 году вместе с женой приехал в США. На обвинения одной американской журналистки Трампа в антисемитизме Джаред ответил, что об антисемитизме ему известно не понаслышке: в 1941 году его бабушка попала в гетто в белорусском городе Новогрудок. Самой ей удалось бежать в 1943 году, а ее сестра и брат там погибли. Присоединившись к отряду партизан Бельских, она воевала в белорусских лесах. В отряде бабушка встретила своего будущего мужа. Эту семейную историю Джаред завершил заверениями, что ему как ортодоксальному еврею хорошо известно, что Дональд Трамп уважает еврейские традиции и считает Израиль важным стратегическим партнером США.
Письменный ответ Джареда опубликовала газета New York Observer, купленная им в 25-летнем возрасте в 2006 году за 10 миллионов долларов. Серьезное издание после прихода Кушнера стало больше похожим на таблоид, но наконец начало приносить прибыль. За последние 3 года среднемесячный трафик на сайте New York Observer увеличился с 1,3 до 6 млн уникальных посетителей.
Медиа-бизнес – только часть активов 36-летнего Джареда Кушнера. Отец начал привлекать старшего сына к бизнесу еще со студенческих лет. Ходят слухи, что юный Джаред, выпускник частной еврейской школы в Нью-Джерси с посредственными отметками, стал студентом Гарвардского университета после щедрого отцовского пожертвования размером 2,5 млн долларов. Позже Нью-Йоркскому университету, где Джаред получил магистерскую степень, была пожертвована такая же сумма.
Если вложения отца действительно имели место, то окупились они с лихвой: компания Kushner Properties получила от первой самостоятельной сделки Джареда около 20 миллионов долларов, вторая принесла миллиард. Позже именно Джаред всего за неделю провел крупнейшую сделку суммой 1,8 млрд долларов, в результате которой Kushner Properties завладела зданием №666 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Комментируя свою удачу, он тогда заметил, что действовать в Нью-Йорке нужно быстро, иначе окажешься на обочине.
Сделка в небесах
Дела семьи Кушнер немного пошатнулись во время кризиса 2008 года, но они остаются в числе крупнейших игроков на рынке недвижимости. Укреплению бизнеса послужили и родственные связи с конкурентами – семьей Трамп. Дочь Дональда Трампа Иванка рассказывала журналу Tatler, что с Джаредом их познакомил один брокер. Ни о каком интересе, кроме делового, речь не шла. Встречаясь с этим брокером, они теперь всегда благодарят его за посредничество и считают, что благодаря ему заключили самую лучшую сделку в жизни.
Познакомившись с Джаредом, Иванка прошла гиюр, заявив, что ее всегда интересовал иудаизм, а факт принадлежности ее жениха к соблюдающим заповеди евреям только ускорил ее действия. Пара поженилась в 2009 году. Иванка Трамп до сих пор удивлена, как ей повезло «познакомиться с отличным парнем из Нью-Джерси» и считает его по-настоящему хорошим человеком.
Иванка Трамп и ее муж – одни из самых активных членов нью-йоркской еврейской общины. Соблюдая традиции и регулярно посещая синагогу, они жертвуют значительные суммы на развитие еврейского образования. Активную материальную поддержку оказывает фонд семьи Кушнер еврейским поселениям в Израиле. В прошлом году, будучи кандидатом в президенты, Трамп сказал об Иванке и Джареде: «Они настолько активны, что могли бы привести Ближний Восток к миру».
Хитросплетения власти
Между положением тайного неофициального советника Трампа и официальной должностью старшего советника президента США существует огромная разница. Многие неоднозначно отнеслись к назначению Кушнера, особенно учитывая то, что после победы на выборах Трамп давал обещание о передаче своих активов под управление «детей», подразумевая, без сомнения, Иванку Трамп и Джареда Кушнера. Теперь семейная стратегия резко изменилась: от бизнеса «дети» обратно переключились на политику. В Белом доме для Иванки Трамп уже готовят кабинет.
Джаред Кушнер заявляет о передаче принадлежащей ему части семейного бизнеса под управление матери и брата. Многие аналитики высказывают сомнения, что даже после отхода от управления компанией Kushner Properties Кушнеру во время работы в Белом доме удастся избежать конфликта интересов. Оппоненты Трампа собираются оспаривать назначение Кушнера в суде, апеллируя к принятому в США в 1967 году закону о кумовстве. Направленный против построения семейных кланов в политике, он запрещает федеральным чиновникам «нанимать на работу в свое ведомство членов своей семьи». Дословный перевод с английского слова «зять» звучит как «сын в законе». Формально закон не нарушен, так как Джаред Кушнер не родной сын Трампа.
Кушнера обвиняют в отсутствии политического опыта: мол, хороший бизнесмен не всегда разбирается в перипетиях власти. Однако и Дональд Трамп, новый госсекретарь Рекс Тиллерсон, в прошлом председатель и исполнительный директор ExxonMobil, также выходцы из бизнеса. Так что в команду нового президента Кушнер полностью вписывается. Все будет зависеть от той сферы, которую будет курировать в Белом доме зять президента. Ряд аналитиков считают, что он станет куратором сектора государственно-частного партнерства и будет заниматься развитием свободной торговли. Другие высказывают мнение, что в компетенцию Джареда попадут вопросы, касающиеся Израиля и Ближнего Востока.
Кушнер отказался от государственной зарплаты сразу после назначения и вкратце изложил свои планы в политике. Он намерен применить в большой политике подходы большого бизнеса, давая людям возможность сделать всю работу и обеспечивая их необходимой для этого свободой.