Евреям особенно в начале становления их как нации часто приходилось перемещаться, совершая долговременные переходы. Самым большим испытанием для них стало 40-летнее хождение по Синайским пустыням, в которых даже просто выжить становилось подвигом.
Но и после того как иудеи образовали собственное государство, оно строилось в далеко не самых гостеприимных местах. Во все эти периоды евреям помогало соблюдение правил личной гигиены, возведенных в ранг религиозных законов.
Конечно же, все эти правила относились больше к ритуальной составляющей жизни еврейского народа. Однако это автоматически приводило к тому, что каждый человек, соблюдавший эти правила, жил в чистоте, подвергаясь в разы меньшему количеству опасностей, грозивших буквально отовсюду. Что особо показательно: еврейские религиозные законы о ритуальной чистоте на века опередили как социальное законодательство, так и медицинскую научную мысль.
За примерами далеко ходить не надо. Еще в Торе (Пятикнижии) существовал перечень различных видов человеческих недугов и всевозможных недостатков («язв»), образующихся на одежде, строениях и домашней утвари. Наличие их делало носителей «нечистыми» и требовало немедленной изоляции и проведения процедуры «очищения». Этот список был довольно обширен, однако, во-первых, это был единственный способ избежать распространения инфекции, во-вторых, данные требования актуальны до сих пор.
Что Всевышний требует соблюдать от евреев:
– обязательное мытье рук, как перед едой, так и после нее;
– запрещение простым людям общаться с больными («нечистыми») людьми, требование к медикам перед и после визита к заболевшему человеку обязательно мыть руки и менять одежду;
– запрет прикосновения (без особой на то надобности) к трупам, нечистотам и патологическим выделениям организма;
– определение довольно большого расстояния от человеческих жилищ к кладбищам, свалкам, дубильням;
– обязательное мытье рук после посещения кладбищ;
– определение срока похорон умерших, как минимально возможное.
Следует напомнить некоторые правила кашрута напрямую связанные с гигиеной. Мытье фруктов и овощей, чтобы на них не оставалось мелких насекомых, т.к. употребление в их в пищу строго запрещено. Запрет на употребление зерна, в котором завелись мелкие насекомые.
Кроме того, еврейские законы обязывали ежедневно убирать улицы и базарные площади в городах, а также оборудовать в них бани. Чтобы стимулировать городские власти к подобным мероприятиям, древним ученым запрещалось селиться в населенных пунктах, где не было бань и лекарей. Самих же ученых, которые небрежно относились к своей одежде и обуви, Талмуд подчеркнуто осуждал, ведь в этом священном писании человеческое тело рассматривалось как священный сосуд для несения Божественного духа.
Что интересно, все перечисленные правила начисто игнорировались в Средневековой Европе, что приводило временами к чудовищным последствиям. Достаточно вспомнить страшнейшие эпидемии чумы, уносивших порой до трети населения европейских стран. Отсутствие правил элементарной гигиены способствовало быстрому распространению инфекции и заражению огромных территорий. Люди тогда вымирали целыми городами.
Только евреи, по требованию тех же европейцев жившие особняком, страдали от болезней в гораздо меньшей степени. Они придерживались традиционных правил, отчего меньше заражались и гибли от инфекционных болезней. Местью за это стали обвинения евреев в специальном разносе заразы, отравлении источников питьевой воды и прочих злокозненных действий. Итогом таких нападок стали волны погромов, прокатившиеся по странам Европы, в ходе которых сотни тысяч людей были вынуждены бежать в другие, более спокойные места. Тысячи же евреев, которым повезло меньше, были попросту убиты зверским образом.
Поразительно, но то, что знали еврейские мудрецы еще со времен глубокой древности, стало становиться очевидным европейским ученым только в середине 1500-х годов. Именно тогда, в 1546 году, Дж. Фракасторо высказал предположение, что ряд болезней может носить инфекционный характер, за что, кстати, мог попасть на костер инквизиции. Зато исполнение правил элементарной гигиены позволило еврейскому народу сохранить свой генофонд, порой выживая в самых неблагоприятных условиях.