Старый Иерусалим имеет храм, который считается святым для всех христиан. Именно в нем каждый год происходит чудо, именуемое схождением Благодатного огня. Слухи же о его разрушении явились толчком к началу рыцарских походов крестоносцев на Восток. Наименование этой святыни – храм Воскресения Христова, хотя чаще встречается его иное название – храм Гроба Господня.
Старый Иерусалим имеет храм, который считается святым для всех христиан. Именно в нем каждый год происходит чудо, именуемое схождением Благодатного огня. Слухи же о его разрушении явились толчком к началу рыцарских походов крестоносцев на Восток. Наименование этой святыни – храм Воскресения Христова, хотя чаще встречается его иное название – храм Гроба Господня. Начиная с IV столетия, когда его возвели, и до сегодняшнего дня, он является местом, куда стремятся попасть все христиане-паломники вне зависимости от принадлежности к течению христианской религии.
Храм Воскресения Христова сооружен в том месте города, где, как говорит Святое Писание, был распят, убит, похоронен, а потом чудесным образом воскрес Иисус. Сюда же относятся и все точки пяти последних стояний Крестного пути пророка. По сути, Храм Гроба Господня – это большой комплекс культовых строений определенных ответвлений христианской церкви: католической, греко-православной, сирийской, армянской, эфиопской, коптской. Однако управление им осуществляет Иерусалимская православная церковь, чья штаб-квартира тоже располагается здесь.
Весь комплекс, включающий как основные, так и дополнительные помещения, разделен между названными конфессиями, что закреплено много столетий назад и неукоснительно соблюдается до настоящего времени. Данные договоры распределили и время проведения литургий на Гробе Господнем, поэтому монахи различных вероисповеданий на протяжении многих столетий строго придерживаются этой процедуры.
История Храма уходит корнями к началу христианства. Еще первые его адепты почитали место казни и захоронения Иисуса. Тогда данный холм, названный Голгофой, располагался за пределами ветхозаветного Иерусалима. Память об этом событии сохранилась даже после разрушения города Титом в период Иудейской войны и после строительства при императоре Адриане нового города Элия Капитолина.
Однако собственно возведение храмового комплекса начали спустя еще 2 столетия. На это повлияло то, что царица Елена, позже причисленная к сонму святых, начала поиски на холме креста, на котором некогда произошло распятие Христа. После удачного окончания раскопок на этом месте началось возведение сооружения, завершившееся в сентябре 335 года освящением готового храма, на котором присутствовал сам император Византии Константин.
Вначале храмовый комплекс имел вид цепочки из нескольких зданий, вытянутых по линии восток-запад. Они находились на местах расположения Гроба Господня и обретения Креста, т. е. там, где казнили Иисуса. В дальнейшем храмовый комплекс совершенствовался, разрушался, после чего восстанавливался, пока не получил современный вид. Сейчас в его состав входят:
• собственно Голгофа с местом распятия;
• ротонда с Кувуклией;
• соборный храм Кафоликон;
• два подземных храмовых сооружения (Обретения Животворящего Креста и святой равноапостольной Елены);
• приделы, монастыри, галереи и другие вспомогательные помещения.
В первую очередь приходящие сюда паломники видят фасад храма с южной стороны комплекса. Он выполнен в романском стиле, превалировавшем в XII столетии, когда восстанавливался крестоносцами. Они же сделали для входа две большие двери, правда, сейчас работает лишь одна из них. Вторую после изгнания крестоносцев с палестинской земли мусульмане заложили кирпичной кладкой. Некогда у входа располагались живописные барельефы. Ныне их нет на месте: их поместили в иерусалимский музей.
Здесь же, с правой стороны от входа, сделана Капелла франков. Некогда в ней функционировал обособленный проход на Голгофу. В Капелле франков захоронен рыцарь Филипп д’Обинье, который сопровождал в XIII ст. короля Фридриха II в период его паломничества в Иерусалим. Правее Капеллы есть дверь, ведущая в армянскую часть храма к часовне апостола Иоанна, а ниже нее – еще одна, ведущая к часовне Марии Египетской.
Внутри комплекс представлен тремя главными частями: часовней Гроба Господня, храмами Воскресения и Голгофским.
Собственно Гроб Господень находится под Кувуклией – мраморной часовней, состоящей из двух частей: придела Ангела и пещеры Гроба Господня. Именно в Кувуклии каждую Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Этого момента ожидают сотни людей, а израильское телевидение проводит отсюда прямые репортажи.
У входа в Храм Гроба Господня вправо уходят ступени, ведущие на Голгофу. Здесь находятся сразу два придела: католический и православный. У последнего под алтарем есть обозначенное серебряным кругом отверстие в земле. Это место, где находился крест, на котором был распят Иисус Христос. В это отверстие можно опустить руку и потрогать ладонью скальную твердь холма. Неподалеку расположены два черных круга. Это места установки крестов, на которых были казнены разбойники, приговоренные вместе с Христом.
Существует предание, согласно которому в свое время под Голгофой было произведено захоронение изгнанного из Рая Адама – прародителя рода человеческого. Считается, что после гибели Христа произошло землетрясение, от которого в скале появилась расщелина, частично открывшая могилу. В нее попала кровь Христа, омыв собой череп Адама. Частица креста, на котором мучился, а потом умер Христос, сейчас хранится здесь же, в приделе греко-православной церкви.
Помимо этих важнейших артефактов в Храме на Голгофе есть и другие. Они не столь знаковые, хотя тоже весьма важные для христиан. Это алтарь Стояния Богоматери (Stabat Mater dolorosa) и Камень помазания, у которого есть своя история. После гибели Христа Иосиф Аримафейский упросил Понтия Пилата отдать ему тело погибшего. После получения разрешения Иосиф Аримафейский с помощником Никодимом сняли бездыханное тело мученика с креста и, намазав смирной и алоэ, завернули его в плащаницу. Происходило это на скальной плите, которая и получила впоследствии наименование «Камень Миропомазания». В знак благодарности за совершенное дело оба этих человека были причислены к лику святых и похоронены в небольшой пещере рядом с Кувуклией.
В том месте, где после погребения находилась голова Иисуса, располагается коптский придел. От Гроба Господня он отделен только тонкой перегородкой, имеющей небольшое отверстие, связывающее придел с Кувуклией. Предание гласит, что здесь «у главы» Иисуса находился один из двух ангелов. Их увидела мать Христа Мария, когда склонилась над лежащим в гробу телом своего сына.
Многое в храме Воскресения Христова связано с царицей Еленой, организовавшей поиски места гибели Христа и креста, на котором он был распят. Придел Обретения Креста показывает место, на котором искомый объект был найден. Интересно, что по преданию царица для усиления старания работников бросала на свалке, собравшейся на Голгофе после разрушения римлянами Иерусалима, монеты. Это возымело свое действие. Находя в ходе земляных работ деньги, работники трудились более активно, и вскоре крест был найден. В знак благодарности царицу Елену объявили святой, а в Храме Гроба Господня был создан ее придел, который в знак простоты этой женщины украшен очень скромно.
Интерес представляет такой факт. Во избежание возникновения недоразумений между религиозными конфессиями, действующими в храме, начиная с 1192 года, ключи от него хранятся в семье арабов-мусульман Джауда аль Гадийа. Однако семье доверено исключительно хранение ключей. Право пользоваться ими, т.е. возможность отпирать и запирать замки дверей, возложено на другую арабскую семью – Нусайба. Данные права в каждой из семей передаются уже девятое столетие от одного поколения к другому.