Благодаря этому талантливому мультипликатору, работавшему на знаменитой студии «Союзмультфильм», юные и взрослые зрители познакомились с легендарным «Ежиком в тумане».
Его работами восхищались японские мультипликаторы, считая художника замечательным мастером. Речь идет о Юрии Борисовиче Норштейне.
Он родился в сентябре 1941, когда его мать Бася Гиршевна находилась в эвакуации в Пензенской области. Отец Берко Лейбович тогда был на фронте. После войны семья жила в Москве, где в Марьиной Роще и вырос Юрий. Подросток тяготел к рисованию, поэтому пошел учиться в детскую художественную школу, а впоследствии окончил двухгодичные курсы мультипликаторов и стал трудиться на студии «Союзмультфильм» в качестве художника.
Его дебютом стал в 1968-ом мультфильм «25-е, первый день», где использовались картины советских живописцев 1920-х годов: Малевича, Дейнеки, Петрова-Водкина и др. Норштейн прославился своими уникальными приемами, которые он изобретал отдельно для каждого кадра, и оригинальным стилем, придающим его работам эффект трёхмерного изображения.
Над прославленным «Ежиком в тумане», признанным критиками лучшим мультфильмов всех народов и времен, художник работал в 1975. Именно этот философский мультфильм в жанре фэнтези оказался визитной карточкой Юрия Норштейна. Еще одной значимой работой мастера стала «Сказка сказок», удостоенная семи кинонаград в разных странах.
Юрий Борисович активно занимался преподавательской деятельностью, был одним их создателей производственной студии «ШАР», читал лекции в странах ближнего и дальнего зарубежья, писал статьи и книги о мультипликационном искусстве.
Еврейский музей и центр толерантности осенью 2021 провел необычную выставку «Снег на траве», где с помощью пространственных композиций, созданных на базе исторических фотоснимков, было отражено творчество и прошлая жизнь известного мастера мультипликации.
Яркий талант художника-мультипликатора соединялся у Юрия Норштейна с удивительной мудростью человека, глубоко осмысливающего жизнь. Вот два совета от знаменитого советского мультипликатора.
Человек должен умнеть. Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнения. Тогда ты невольно тянешь весь свой состав – организм умственный, физический, чувственный – к необходимости заглянуть за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, но которую ты только чувствуешь как творческий человек…
Творческий человек должен стремиться к совершенствованию своего разума на протяжении всей жизни. Создание чего-то нового, прекрасного, нравственно чистого невозможно без определенной базы, которую личность должна иметь в голове, сердце, душе. Это касается абсолютно всего: произведений искусства, работы, воспитания детей, да и самой жизни. Если не на что будет опереться внутри себя, то придется не полноценно жить, а просто существовать. Так что проведение дня нынешнего – это задел на будущие годы. То, что прочитано, осознано, сделано сегодня обязательно отзовется через 5, 10, 15 лет.
Изобилие приходит только к тем, у кого оно уже есть, потому что это прежде всего внутреннее состояние. Именно от этого внутреннего состояния зависит то, что мы притягиваем к себе и что исходит от нас.
Ошибочно считать, что источник изобилия находится вне нас. На самом деле, он является частью внутреннего состояния человека, который должен стремиться почувствовать полноту жизни в том, что его окружает. Ведь красота находится везде: в теплых солнечных лучах, прекрасных цветах, растущих на клумбах, в сочности плодов, в великолепных картинах, музыке, созданных художниками и композиторами разных эпох и т. д. Жизнь полна прекрасным, нужно только учиться его видеть.
Научившись воспринимать изобилие, царящее вокруг, человек пробуждает изобилие, которое через него должно излиться в мир. Не обязательно чем-то владеть, чтобы почувствовать изобилие в себе. Впрочем, если постоянно ощущать полноту в собственной душе, то, вероятнее всего, достаток придет в человеческую жизнь. Следует помнить, что и нехватка – тоже внутреннее состояние, зависящее от человека.
Эти высказывания Юрия Борисовича Норштейна подтверждены его жизнью и творчеством, в котором переплелись музыка композиторов, живопись художников – гениев, живших в разных странах. Вот лишь один факт. На создание эскиза к мультфильму «Цапля и журавль» мастера вдохновила работа Владимира Маковского «Объяснение в любви» 1891 года.
В настоящее время у Юрия Борисовича продолжается активная творческая жизнь. Он является владельцем собственной студии, в которой кипит творческий процесс поиска состояний и образов, продолжает работу над совершенствованием книги «Снег на траве».