Эту мелодию многие наверняка узнают с трех нот. Знаменитый марш Мендельсона, или свадебный марш. Его написал известный немецкий композитор еврейского происхождения Феликс Мендельсон. Но точно ли он?
Исследования последних лет открыли сенсационные факты. Оказывается, большая часть произведений, которые принято считать принадлежащими творческому гению Феликса Мендельсона, на самом деле вышли из-под пера его родной сестры, Фанни.
Что это, плагиат, братская любовь и желание помочь или спасение честного имени домохозяйки? Давайте разбираться.
Фанни, Феликс и семья Мендельсонов
В 1805 году в состоятельной семье гамбургского банкира Абрахама Мендельсона и его супруги Леи родилась девочка, Фанни Циппора. А через четыре года – сын Феликс. Вообще, в семье Мендельсонов было четверо детей, но только двое имели врожденный музыкальный талант. Их знаменитый дед, философ и просветитель Моисей Мендельсон, наверное, очень гордился своими внуками. Ведь уже с подросткового возраста они стали сочинять музыку и давать мини-концерты. Причем небезуспешно.
Семья Мендельсонов была богата и могла обеспечить самое лучшее образование для своих детей. Отчасти этим и был вызван переезд семьи из Гамбурга в Берлин. Сам Цельтер, лучший музыкальный наставник во всей Германии, стал преподавать у Мендельсонам фортепиано, скрипку и нотную грамоту. Мадам Mари Бижо де Морог, музыкант, которой восхищался Бетховен, так же давала уроки Фанни и Феликсу во время их пребывания в Париже.
Дети были очень талантливы. Они начали заниматься с шести лет, и демонстрировали поразительные способности к запоминанию партитур, а также способности к импровизации. Но больше всех удивляла всех Фанни. “Она необыкновенная”, “Фанни – это что-то”, “Фанни – настоящее музыкальное чудо” говорили наперебой и преподаватели, и многочисленные гости, которые бывали в доме Мендельсонов и участвовали в их домашних концертах.
Однако такая идиллическая картинка длилась до тех пор, пока Фанни Циппоре (после крещения – Фанни Цецилия) не исполнилось 15 лет.
Хватит музицировать, пора думать о том, как стать женой и матерью, сказал отец, и запретил дочери профессионально заниматься музыкой.
Это был большой удар для Фанни. Не имея возможности полностью отдаваться тому, что она любила больше всего на свете, – музыке, Фанни решила раствориться в бесконечной любви к брату, который делал весьма недурные успехи. Она жила музыкой и Феликсом. Когда в 1821 году учитель Цельтер решил отвезти Феликса к Гете (Цельтер, конечно, хотел, чтобы к Гете поехала Фанни, но отец к тому времени уже запретил ей заниматься музыкой), Феликс ежедневно писал сестре самые подробные письма о своих переживаниях, впечатлениях, о Гете. И Фанни помногу раз перечитывала их, словно переживая пережитое братом. Она даже осмелилась через Феликса передать Гете несколько написанных ею песен на стихи поэта. Фанни очень смущалась. Природная скромность и неуверенность в своих талантах очень мешали ей.
Гете был в восторге о песен Фанни. Ему настолько понравилась ее музыка, что он даже сам написал текст для одной из мелодий девушки.
Счастливы вместе
Новый толчок творчеству Фанни Мендельсон дало ее замужество. Вильгельм Гензель, придворный художник, добивался Фанни долгих семь лет. Он был не богат, своего капитала не имел, и это останавливало Мендельсонов от того, чтобы дать согласие на брак.
А молодые безумно любили друг друга. Вильгельм, однажды услышав прекрасную музыку, написанную Фанни, был потрясен и покорен ее талантом. Долго ухаживал за ней и добивался ее руки. Лед тронулся, когда Вильгельм получил постоянное место при дворе. И в 1829 году Лея Мендельсон согласилась выдать замуж дочь.
А уже через год в семьей Гензелей родился мальчик. Его назвали Себастианом Людвигом Феликсом. В имени своего единственного сына Фанни воплотила всех, кого любила больше всего – Баха, Бетховена и… Феликса Мендельсона.
Это был очень счастливый брак людей, которые видели свою любовь в том, чтобы делать счастливыми друг друга. Именно поэтому Вильгельм настаивал, чтобы жена продолжала заниматься музыкой и после замужества.
Ему не было никакого дела до существующих стереотипов, что жена должна быть только хозяйкой, а все остальные сферы деятельности – не для нее. И он открыл музыкальный салон Фанни Гензель. Туда приходила вся культурна богема Берлина, там пели, музицировали, читали стихи. Иногда свои произведения играла там и сама Фанни. Она много сочиняла в это время.
В первые же часы после свадьбы Вильгельм оставил ее один на один с роялем и чистым листом бумаги. “Ты должна сочинять”, – сказал он ей.
И она писала – много, жадно. Писала в стол, для себя, лишь изредка играя свои произведения в узком семейном кругу.
Но это не значит, что ее произведения никто не слышал и не знал.
На самом деле, уже тогда они звучали на всех концертных залах Германии. Только авторство у них было другое. Феликс Мендельсон выдавал сочинения сестры за свои собственные.
Сохранилось немало свидетельств, писем, в которых подтверждаются эти факты. Например, точно известно, что еще до свадьбы Фанни, в 1827 году, в своем музыкальном сборнике Мендельсон опубликовал три песни сестры, выдав их за свои. В 1830-м он присвоил еще три мелодии. Правда, когда сама королева Виктория решила высказать Феликсу восхищение новой “Итальянской песней”, он не смог солгать и признался, что песню написала его сестра. Однако такое с ним редко случалось.
Отец Фанни, Абрахам Мендельсон, успокаивал дочь. Мол, не женское это дело – музыку сочинять. Для Феликса – это профессия, а для нее так, легкая забава. Ну а то, что Феликс забирает себе произведения сестры, ну так “мы простим ему некоторые амбиции и жажду успеха, ведь ты всегда в этом отношении была разумна”, – писал Абрахам.
Такое положение дел очень устраивало родителей, Феликса, который писал письма в родительский дом с просьбой уговаривать Фанни не публиковать свои сочинения. И только один человек был категорически не согласен с этим. Влюбленный супруг, Вильгельм Гензель.
Он делал все, что в его силах, не только для того, чтобы его обожаемая жена развивалась, занималась и продолжала играть, но и для того, чтобы увековечить написанное ею. За его средства и по его настоянию втайне от Феликса были опубликованы еще несколько произведений Фанни Гензель. Однако любовь и обожание Вильгельма не смогли вернуть Фанни главного – уверенности в себе. Она так и умерла, будучи свято уверенной, что она в музыке – всего лишь любитель, тусклая звезда на фоне яркого солнца по имени Феликс.
То, что она умерла в расцвете сил от сердечного приступа во время исполнения оратории Феликса Мендельсона “Вальпургиева ночь”, наверное, в чем-то даже символично. Она играла. Это была репетиция оратории. Внезапно у нее стали холодеть руки, потом она перестала их чувствовать, и вдруг упала прямо на сцену. Вниз, со сцены, опускали уже труп Фанни.
После Фанни…
Известие о смерти сестры потрясло, буквально убило Феликса. Для него это стало настоящим ударом, пережить который Мендельсон уже не смог. Через несколько месяцев его не стало. Но он успел написать свое последнее произведение – “Реквием по Фанни”.
Фанни Гензель, урожденная Мендельсон, оставила после себя около 500 музыкальных произведений. Это то, что удалось найти, идентифицировать, восстановить. Среди наследия Фанни – несколько десятков драматических произведений, песни, струнные и фортепианные квартеты, оратория, очень много лирических пьес, есть органные прелюдии, драматические пьесы для оркестра и сопрано, несколько десятков кантат и многое, о чем мы еще пока не знаем.
Сегодня наиболее известен ее лирический цикл “Год”. Он состоит из 12 миниатюр, каждая из которых передает характер времени года. Свой “Год” Фанни Гензель сочинила в качестве подарка мужу к Рождеству. Но подарок получился не только мужу, но и нам, кто спустят столько лет имеет возможность наслаждаться музыкой.
Принято считать, что цикл «Год» стал предвестником знаменитого цикла Чайковского “Времена года”. Сама же Фанни не считала, что сочинила что-то выдающееся, и до конца своей жизни была уверена, что у нее нет таланта.
Сегодня ее считают одним из самых выдающихся музыкантов XIX века.