Исход из Египта – поворотный момент в истории еврейской нации. После длительного периода порабощения иудеи, наконец-то, смогли освободиться от рабства, и обрести желанную свободу. В память об этом поистине историческом событии евреи отмечают древнейший из всех иудейских праздников Песах, длящийся в самом Израиле 7 дней, а за его пределами – 8.
Само название праздника происходит от ивритского слова «пасах», означающим «прошел», «перепрыгнул», и связано с моментом, когда Бог, наказывая египтян уже десятой по счету казнью, обошел дома евреев. Дальнейшие события развивались стремительно. Ужаснувшись последствиям своего упрямства, правивший Египтом фараон все-таки дал разрешение на уход евреев из его страны. Последние, получив разрешение, настолько стремительно собрались и ушли, что не успели даже изготовить для себя полноценного хлеба, довольствуясь в дальнейшем лепешками из пресного теста.
Все эти события нашли свое отражение в праздновании Песаха. Дата его всегда соответствует 15 дню нисана согласно еврейскому календарю. Число же торжества по григорианскому летоисчислению определяется отдельно каждый год, однако всегда приходится на период первых двух весенних месяцев, марта и апреля. Учитывая тот факт, что праздновать Песах евреям повелел сам Всевышний, все детали этого торжества прописаны в Торе, поэтому евреи стараются придерживаться их неукоснительно.
В качестве напоминания о спешном покидании негостеприимного Египта, не успев напечь хлебцы из заквашенного теста, Тора на все времена запретила иудеям в период Песаха не только использовать для еды квасное, но и хранить его в своем жилище. Вместо хлеба разрешалось употреблять пресные хлебцы, именуемые мацой, процесс производства которой от момента добавки в муку воды до выпечки готового продукта не был больше 18 минут. Строго оговорены и злаковые растения для ее изготовления: пшеница, рожь, овес, ячмень и полба.
Учитывая, что к моменту приближения Песаха в еврейском жилище не должно остаться никаких квасных продуктов, именуемых «хамец», то в преддверии праздника в помещениях проводятся генеральные уборки для отыскания и избавления от них. Весь хамец, который невозможно съесть лично до праздника, сжигается утром предпраздничного дня либо продается неевреям. Кстати, квасные продукты, принадлежащие нееврею, могут оставаться в еврейском доме, правда, они не должны находиться на видном месте.
С библейских времен повелось, что в период празднования Песаха иудеи ходили в Храм, делали жертвоприношения, устраивали пиршество. И до сих пор кульминационным моментом празднования остается вечерняя трапеза седер. Она проводится в первый же вечер после возвращения еврейского семейства из синагоги. У иудеев принято приглашать к праздничному столу всех нуждающихся, а также людей, не имеющих возможности отметить торжество у себя дома. Обязательным условием седера является произнесение определенных правилами благословений, чтение молитв, распевание псалмов.
При накрытии пиршественного стола существуют свои принципы. На него ставится лучшие посудные принадлежности, свечи, а также обязательно кошерное вино. Вне зависимости от количества приглашенных людей на столе находится один дополнительный кубок, предназначенный для пророка Элияха. Праздничная пища размещается на блюде кеаре, использующемся специально для этого события. По традиции здесь в обязательном порядке должны находиться: горькая зелень марор и хазерет, напоминающая о горечи рабства; харосет, по цвету подобный глине, из которой, будучи рабами, иудеи мастерили кирпичи; соленая вода в качестве символа пролитых слез, а также соленых вод Красного моря, пересеченного еврейским народом во время Исхода.
На том же кеаре в особом порядке раскладываются еще 3 блюда, которые не предназначены для еды. Это зроа в виде прожаренного бараньего куска, символизирующий пасхальное жертвоприношение в храме Иерусалима, бейца, крутое яйцо как символ храмовых богослужений, а также карпас, представляющий собой кусочек любого из весенних овощей. Управляет праздничной трапезой ведущий, перед которым на столе лежат 3 мацы, накрытые салфеткой. Все рядовые участники седера получают Агаду – книгу, где находятся повествование об Исходе, нужные в данный момент молитвы, благословения.
Существуют обязательные этапы проведения седера. Иудей должен совершить такие действа: отведать мацу и марор, испить 4 бокала вина, прочитать Агаду, а затем хвалебные псалмы. Вино в процессе трапезы является символом 4-х обещаний Вседержителя народу Израиля. Отдельный бокал, наполненный вином, предназначается пророку Элияха, но его оставляют не выпитым. Конец трапезы принято завершать словами: «В будущем году – в Иерусалиме!».
По традиции в Израиле 1-й и 7-й день праздника считаются нерабочими. Как и в шаббат, евреям запрещены все виды деятельности. Пять дней, находящиеся между нерабочими днями, являясь по сути праздничными, считаются обычными, поэтому тогда можно трудиться. Наиболее веселым и радостным признается последний, 7-й день Песаха. Его окончательное завершение – это церемония «разделения морских вод», производимая в полночное время в религиозных учебных заведениях, синагогах. Данная традиция несколько удлинена, до 8-и дней, в других странах. Увеличено также и количество до 4-х (1-й, 2-й, 7-й и 8-й) нерабочих праздничных дней.