Дома евреев ожидают празднично накрытые столы и два выходных дня. Так начинается Рош а-Шана – еврейский Новый год – один из главных еврейских праздников.
Где-то в сентябре или начале октября, к вечеру в преддверии наступления новолуния по всему Израилю поэтапно прекращается работа общественного транспорта, различных учреждений и организаций. Дома евреев ожидают празднично накрытые столы и два выходных дня. Так начинается Рош а-Шана – еврейский Новый год – один из главных еврейских праздников.
Рош а-Шана (ראש השנה), если буквально переводить с иврита, звучит как «Голова года». В еврейском календаре для него отведено два первых дня месяца Тишрей. Интересно, первый месяц еврейского календаря – этот Авив, а месяц Тишрей – это седьмой. Еще особенность календаря и законов математики делает невозможным выпадания праздника на воскресенье.
Если европейцы просто провожают старый год, желают всяческих благ в наступающем, то для евреев первые дни Рош а-Шана являются временем Высшего Суда. В короткий праздничный период каждому иудею определяется приговор на последующий годовой период времени.
Считается, что Всевышний пристально следит за каждым человеком. Он же и определяет его дальнейшую судьбу. Все планы записываются Им в Книге Жизни, и все главные события, которые должны будут произойти с каждым человеком в наступающем году, предопределяются как раз в период отмечания Рош а-Шана. Евреи искренне верят, что Господь всем им желает добра и благополучия, и эта вера превращает эти дни в праздник.
Однако на поведение Творца есть возможность повлиять в лучшую для себя сторону, поэтому в праздничные дни евреи уделяют много времени молитвам. Основными мотивами в них являются покаяние и самоанализ. Тем самым Создателю дается духовный отчет обо всех поступках каждого конкретного человека, сказанных им словах и даже о подуманных мыслях. После этого наступает черед Бога. Он должен принять решение о том, как человеку исправить недостатки, чем ответить за проступки, каким путем вернуться к истине.
Фактически с этих праздничных молитв для евреев начинается период «ямимнораим», так называемые «дни раскаяния» или «дни трепета», который продолжается в течение 10 дней. За это время человек должен хорошенько обдумать свои поступки, проанализировать их, найти в них ошибки и раскаяться. И еще одно напоминание, чтобы ему проще было сосредоточиться на молитвах и самоанализе, в синагогах трубят в шофар.
Считается, что искренне прочитанные молитвы и не менее искреннее раскаяние за 10 дней смогут повлиять на решение Всевышнего, который весь этот период наблюдает за человеком, а потом выносит свое решение. Данный момент у евреев именуется Йом-Кипуром – днем всепрощения и искупления. Судьба каждого человека на следующий год записывается в Книгу Жизни и утверждается, скрепляясь печатью. С этого момента дальнейшая судьба человека «узаконена», и до конца года ее уже ничто не может изменить.
По давно заведенной традиции, Рош а-Шан празднуют два дня. Однако некогда для этого отводился всего один день. Почему так произошло? И в данном случае все упирается в особенности еврейского лунного календаря. Каждый его новый месяц начинается с новолуния. Казалось бы, все наглядно видно, однако законным новолунием являлось только то, которое было провозглашено раввинским советом в Иерусалиме. После того как раввинский совет утверждал дату очередного новолуния, из Иерусалима во все концы Израиля отправлялись гонцы, информировавшие о событии общественность.
Казалось бы, все просто. Но следует учесть, что в период античности скорость передачи информации в лучшем случае равнялась скорости бега хорошего скакуна. Поэтому новость часто запаздывала, что по еврейской традиции недопустимо. Тогда и была предложена идея о двухдневном празднике. Теперь, даже если гонец по какой-то причине запаздывал с извещением, люди все равно отмечали праздник вовремя. Данный обычай не просто прижился. Он стал законной традицией, хотя в нашем мире проще простого выяснить, когда наступает новый месяц.
По традиции Рош а-Шан отмечается в кругу семьи. У стола стараются собрать максимально большое число родственников, вплоть до самых дальних. Особое внимание стараются уделить людям пожилым и одиноким, ведь для них праздновать намного тяжелее, чем остальным людям.
Еще одна традиция, которой евреи стараются следовать неукоснительно. Это обычай «ташлих», при котором люди подходят какому-нибудь водоему – морю, реке или даже простому ручью – и встряхивают полы одежды, произнося при этом покаянные молитвы. Таким образом, они избавляются от грехов, буквально вытряхивая их в воду, считая, что она разберется, что делать с содеянными прегрешениями дальше. Согласно Каббале, вода является символом милосердия.
К важным заповедям, обязательным для исполнения относится слушание трубления в шофар. Звук, издаваемый этим ритуальным духовым инструментом, чем-то похож на плач ребенка. Его звуки принято слушать стоя. Считается, что звучание этого древнего музыкального инструмента – это символ крика еврейских душ. А раз так, то они еще и являются объединяющим началом для всех евреев, как давно живших и уже ушедших в иной мир, так и ныне живущих. Фактически при звуках шофара все поколения евреев объединяются в единый народ, который собирается на суд Божий.
Встречаясь на Рош а-Шан, люди поздравляют один другого словами «Шана Това!» и «Шана Това у-метука!» В первом случае это пожелание Хорошего года. Но гораздо интереснее второе выражение. В переводе оно звучит как «Хорошего и Сладкого года», символом которого является праздничный стол. Застолье обычно начинается с обмакивания хлеба (специально испеченных сладких булочек с изюмом) в мед. Такая съеденная булочка является своего рода предтечей счастливого (сладкого) наступающего года. Другим вариантом угощения являются яблоки с медом.
Кроме сладостей на стол ставятся рыбные блюда, причем рыба, считающаяся у евреев символом плодородия и размножения, обязательно должна иметь голову. Рыбные блюда украшаются морковными кружочками, символизирующими золотые монетки, явного признака богатства и финансового успеха. Обязательный компонент праздничного стола – гранат. Еврейские мудрецы утверждают, что этот целебный плод имеет 613 зернышек – именно столько, сколько заповедей должен соблюдать настоящий еврей.
Когда Рош а-Шана в…
В 2021 году — наступит 5782 год – 7 сентября (с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября, с понедельника по среду).
В 2022 году — наступит 5783 год – 26 сентября (с вечера 25 сентября по вечер 27 сентября, с воскресенья по вторник).
В 2023 году — наступит 5784 год – 16 сентября (с вечера 15 сентября по вечер 17 сентября, с пятницы по воскресенье).
В 2024 году — наступит 5785 год – 3 октября (с вечера 2 октября по вечер 4 октября, с среда по пятница).