Для неискушенного человека идиш и иврит являются взаимозаменяемыми понятиями. Однако на самом деле – это два еврейских языка, которые отличаются друг от друга по многим параметрам, включая возраст, происхождения, сферы употребления и т.д.
Происхождение и письменные памятки
Ивpит – один из самых древних человеческих языков, относящийся в семитской группе. Относительно его происхождения единого мнения не существует. Одни считают, что он отделился от северо-западной части семитской группы, став самостоятельным в XIII в. до н.э. Другие относят его к Симу – потомку Ноя. Если доверять священным Писаниям, то на иврите разговаривал не только Сим, но и Ной и даже первый человек Адам. Он не изменялся вплоть до Авраама – первого еврея.
Безусловно, многовековая история наложила отпечаток. Так, Старый завет периода с XV по V век до н.э. был написан на древнееврейской форме. Он и является главным документом для исследования первозданности ивpита. Существуют тысячи рукописей, фрагментов, в которых можно проследить, как изменялись написания букв. Письменные небиблейские памятки немногочисленны. Это Гезерский календарь X в. до н.э., глиняные черепки самаритян VIII в. до н.э, из Лахиша VI в. до н.э., Силоамская надпись времен Езекии. Данные исторические документы позволяют узнать о семантической системе, лексических заимствованиях из арабского, арамейского, аккадского, грамматической структуре, развитии ивpитa.
Идиш является более юным языком по сравнению со своим собратом. Его возникновение на территории Центральной и Восточной Европы датируется X-XIV веками. Базовой частью идиша является лексика средневерхненемецких диалектов с широкими заимствованиями из арамейского и древнееврейского, славянского, а позже – немецкого. Иначе говоря, идиш – это своеобразное смешение германской, семитской, славянской лингвистических систем. Большинство его слов обладают немецкими корнями, строятся по грамматическим правилам немецкого диалекта. Так что изначально идиш воспринимался больше в качестве жаргона, а не самостоятельного.
Естественно, что он в силу своего происхождения не может похвастаться такими древними письменными источниками.
Дальнейшее развитие
До определенного времени иврит, являясь единственным слогом повседневного общения, использовался и для письменной, и для устной речи. Однако уже во II в. н.э. он перестал служить активным разговорным наречием и стал использоваться исключительно для богослужений. Однако он сумел сохраниться благодаря масоретам – переписчикам Ветхого Завета. А все дело в интересной особенности этого еврейского языка: слова на нем в письменном виде состояли из одних согласных. Гласные же вставлялись при чтении.
Когда же иврит стал уходить из повседневной жизни, а еврейская речь звучала редко, новые поколения уже не знали произношения некоторых слов. И тогда масоретами была придумана система огласовок, то есть условных обозначений гласных звуков на письме. Это позволило сохранить иврит до настоящего времени. Он в течение 18 веков не использовался в качестве разговорного, но остался как диалект, на котором велись богослужения, писались художественные и публицистические произведения.
Возрождение ивpита связано со становлением Израиля. С 1948 он является официальным государственным. Благодаря движению, которое поддерживало активное внедрение ивpита во все жизненные сферы, он после своего пребывания в книжном состоянии вновь зазвучал на улицах, в школах, магазинах, учреждениях.
Идиш не имел столь широкого распространения. На нем говорили лишь евреи, жившие на территории Европы. Однако, несмотря на то, что носителей идиша здесь было больше 11 миллионов, официально данный диалект признали в качестве полноценного лишь в начале минувшего века.
В силу сложившихся обстоятельств идиш был вытеснен ивритом. Во многом это объясняется истреблением огромного количества евреев, которые разговаривали на идиш, в период Второй мировой войны.
Алфавит
Основой письменности этих двух языков, алфавит которых состоит из 22 букв и называется консонантным (ведь буквы обозначают лишь согласные звуки), послужило древнееврейское квадратное письмо. Современное написание зафиксировалось в VI в. до н.э. после вавилонского плена.
В иврите иногда для облегчения чтения добавляются огласовки, которых нет в идише. Это является одним из основных отличий при написании букв. В алфавите иврита буквы располагаются по европейскому образцу – слева направо, а в идише – справа налево.
Подводя итоги
Отличия двух еврейских языков можно выделить такие основополагающие факторы:
• иврит значительно древнее идиша;
• ивpит принадлежит к группе семитских языков, идиш кроме семитских корней имеет славянские и немецкие;
• ивpит имеет огласовки, идиш нет;
• иврит имеет больший ареал распространения, чем идиш.
В целом же они много общего. Если касаться чисто житейских факторов, то по большому счету они разнятся целями употребления. Раньше ивpит был чисто книжным, служил для религиозных отправлений, а идиш же употреблялся для повседневного общения. В настоящее время ситуация кардинально изменилась.