Первое, что встречает прилетевшего летом в тель-авивский аэропорт Бен-Гурион – палящий зной. Наверное, такие же ощущения испытывает цыпленок к микроволновке. Турист с трудом доплетается до спасительной кондиционерной прохлады зала прилета.
Страна, где березки соседствуют с пальмами, евреи – с арабами, синагоги – с мечетями и церквями, а море – с пустыней, не может быть скучной. Мы провели в Израиле всего десять дней, но впечатлений набралось столько, что хватит на целый год.
Первое, что встречает прилетевшего летом в тель-авивский аэропорт Бен-Гурион – палящий зной. Наверное, такие же ощущения испытывает цыпленок к микроволновке. Турист с трудом доплетается до спасительной кондиционерной прохлады зала прилета и, отдышавшись, замечает вокруг себя множество молодых людей в военной форме с оружием в руках. Впрочем, это уже второе впечатление.
Служба в армии для молодых израильтян – дело чести, и если парня или девушку не берут в боевые части, для них это равносильно оскорблению. И таких в Израиле – большинство. Патриотизм для израильтян – не пустые слова, и Израиль для них – единственное место в мире, где они хотели бы жить. Конечно, для россиянина, привычного к тому, что молодые люди, скорее, предпочитают «косить» от армейской службы, все это кажется сказкой, но это самая что ни на есть настоящая израильская быль. Конечно, в боевые части стараются не брать, скажем, единственного ребенка в семье, – но известно немало примеров, когда сами родители давали согласие на службу своего чада в «горячих точках» вблизи Газы.
Третье сильное впечатление – израильская система безопасности. Удивительное дело, – при всех разговорах о самой мощной и действенной в мире спецслужбе эта система совершенно не бросается в глаза. Да, в аэропортах и в прочих местах массового скопления народа есть переодетые в гражданское вооруженные полицейские, и в самолетах «Эль-Аль» летают неприметные с виду агенты МОССАД, готовые в случае чего быстро и качественно уничтожить любого воздушного террориста. Но стороннему глазу всего этого не видно,- израильские спецслужбы работают незаметно, и, наверное, это тоже показатель их высокой выучки.
Во всяком случае, полиция здесь не устраивает образцово-показательных уличных облав и тотальных проверок документов, как это случается, скажем, в Москве после очередного теракта. Здесь работают всегда, работают точечно и корректно. При этом вы чувствуете себя в безопасности везде, – хоть у Стены Плача в Иерусалиме, хоть на пляже у Мертвого моря неподалеку от иорданской границы. Для израильтян обеспечение безопасности – не временная кампания и не демонстрация крутости спецслужб. Здесь это дело всенародное, потому что для Израиля и израильтян это вопрос жизни и смерти.
Четвертое впечатление – Иерусалим.
Пятое – Тель-Авив.
Шестое – Хайфа.
Говорить об этих городах можно вечно, но вечность плохо укладывается в рамки газетной заметки, а потому будем кратки, – это прекрасно.
Седьмое – ортодоксы. Их много, и даже в самую жаркую погоду они ходят в плотных суконных лапсердаках, с черными шляпами на голове. Ортодоксы напористы и влиятельны, хотя, судя по всему, многие израильтяне и недолюбливают их за склонность к «переборам». Скажем, когда в Иерусалиме построили великолепный мост с прозрачным полом, ортодоксы потребовали… закрасить пол, потому что, по их мнению, в противном случае все иерусалимские мужчины будут стоять под мостом и заглядывать под юбки проходящих наверху женщин. И что вы думаете, – прозрачный пол исчез.
Восьмое впечатление – Мертвое море. Вода здесь горячая, песок – соленый…
Девятое сильное впечатление – бомбоубежища в квартирах. Это особо укрепленная комната, куда надо забегать сразу, как услышишь сирену воздушной тревоги. Времени спрятаться не много, – от 12 секунд в поселениях вблизи Газы до полутора минут в Тель-Авиве. Если тревога застала в дороге, надо выйти из машины, лечь на землю и закрыть голову руками. Израильтяне эти правила выучивают назубок с детского сада и соблюдают всю жизнь. Конечно, в этом мало приятного, но когда на твой город летит очередная ракета из Газы, выбора нет. Сказанное не означает, что израильтяне живут в вечном страхе, – напротив, это, наверное, самый веселый народ, здесь живут очень открытые, доброжелательные люди. И это – еще одно, десятое впечатление.
Конечно, впечатлений за эти десять дней набралось куда больше. В памяти останется теплая, красивая страна, в которой живут теплые и красивые люди. И пусть сегодня израильтянам нелегко, они уверены – все будет хорошо.