Судьба этой женщины является примером того, что человека красит не место, которое он занимает. Она, родившись в заштатном городишке неподалеку от Минска, благодаря своим стараниям и упорной работе стала известным дизайнером женской одежды и впоследствии представила миру аксессуар, без которого сейчас не обходится ни одна представительница слабого пола – современный бюстгальтер. Имя ее – Ида Розенталь.
На свет девочка появилась 9 января 1886 года в обычной еврейской семье, проживавшей в маленьком городке Ракове. Тогда это была глубокая провинция бескрайней Российской империи, представляющее собой типичное еврейское местечко, в котором жизнь строго регламентировалась церковными традициями и местными чиновниками. Отец Иды, Авраам Каганович, всю жизнь занимался тем, что изучал Тору. Мать, Сарра, зарабатывала на жизнь торговлей в мелочной лавке.
Учитывая, что особых перспектив для развития дочери в Ракове не было, родители отправили 16-летнюю девушку в гораздо более развитую Варшаву. Там она смогла продолжить свое образование, начав в частном порядке брать уроки русского языка и математики. На жизнь она зарабатывала, поступив работать швеей. Когда выпадала возможность, то приезжала домой, чтобы некоторое время побыть с родителями.
Во время одной из таких поездок ей попался на глаза Вилли Розенталь, уроженец Ракова. Несмотря на то, что он так же, как и Ида, воспитывался в семье с традиционным для евреев укладом жизни, молодой человек был проникнут идеями социализма. Учитывая, что революционное движение в России тогда было на подъеме, молодая девушка увлеклась пылкими речами парня, а потом и им самим. Свое отношение к революционному движению они подтвердили, вступив в городскую ячейку «Бунда» – еврейской социалистической партии, действовавшей подпольно.
В 1904 году началась русско-японская война. В связи с этим усилилось давление властей на всевозможные революционные организации, в том числе и «Бунд», поэтому Вилли Розенталю пришлось эмигрировать в США. Однако один он пробыл там недолго. Спустя несколько месяцев Ида, которая к тому моменту уже была обручена с Вилли, в сопровождении дяди с тетей также уехала из России в Америку. Приехав на место, она поначалу осела в штате Нью-Джерси в небольшом городке Хобокен под фамилией Коэн. На жизнь стала зарабатывать шитьем одежды, для чего ей пришлось купить швейную машинку и поселиться отдельно от своих родственников. Освоившись на новом месте, Ида и Вилли оформили свои отношения, и вскоре у них появился сын Льюис.
Жизнь молодых переселенцев была далека от радужной. Первые 10 лет их существование в Америке было весьма тяжелым. Для того чтобы заработать на жизнь, Иде приходилось браться за самые сложные заказы. Однако такая работа принесла и определенные плюсы: о швее, умеющей выполнить очень ответственную работу, узнали, и у нее появились постоянные состоятельные клиенты. Постепенно финансовое состояние семьи выросло настолько, что Розентали, у которых к тому моменту появилась еще и дочка, смогли перебраться в Нью-Йорк на Манхеттен, где состоятельных клиентов было неизмеримо больше.
К 35 годам способности Иды Розенталь и ее авторитет среди дизайнеров одежды выросли настолько, что она на правах младшей компаньонки была принята на работу в ателье Enid Frocks, располагавшееся на 57-й улице и руководимое Энид Биссет. Благодаря тому, что она имела возможность не только шить одежду, но и заниматься проблемами организации и вникать в ее секреты, Ида получила отличную практику управленческой работы, что в дальнейшем ей пригодилось.
Современному человеку сложно представить, что в те времена в мире еще не существовало не только мобильной связи, но и многих привычных аксессуаров одежды. Однако это так. И одной из больших проблем для женщин в то время было отсутствие бюстгальтера. Конечно же, существовали его заменители в виде корсетов и неких подобий изделия, однако первые были дороги и неудобны, а вторые – несовершенны и поэтому не пользовались широкой популярностью.
Что-то более-менее подходящее случайно придумала Мэри Фелпс Джекобс – одна из представительниц нью-йоркской богемы, однако и ее вариант не был бесспорно хорош. Ее находка больше отвечала модному тогда стилю unisex, больше стирающему различия между полами, чем подчеркивающему их. Чтобы подчеркнуть женственность, требовалось найти нечто другое. И здесь помощь пришла от мужа Иды Уильяма Розенталя.
На предложение Энид Биссет каким-то образом разделить бюстгальтер, Уильям предложил идею применять для этого стандартные чашечки, а учитывая физические данные женщин, использовать четыре последовательно возраставших размера. Такое изделие не только подчеркивало бы естественные формы женщин, но и не сдавливало бы грудную клетку его владелицы неудобной конструкцией типа корсета.
Идею Вильяма опробовали в производстве, и она имела просто ошеломляющий успех. Благодаря новому аксессуару платья ателье Enid Frocks начали пользоваться огромной популярностью, несмотря на солидную стоимость, доходившую до $250. Успех изделия был настолько оглушительным, что Энид Биссет решила сосредоточиться только на изготовлении бюстгальтеров, и, пригласив в качестве полноправных компаньонов семейную чету Розенталей, организовала новую фирму.
Свою идею глава семьи Розенталей запатентовал в 1926 году, и в дальнейшем в компании он выступал генератором новых идей и технологических решений. Однако стремительное продвижение товара на рынке целиком обязано Иде Розенталь. Именно благодаря ее умению общаться с людьми, частым командировкам, поиску новых дилеров и поставщиков, постоянному нахождению в центре внимания, мир признал в Иде родителя бюстгальтера.
В настоящее время, чтобы должным образом отметить заслуги Иды Розенталь перед всеми женщинами мира, на ее родине, в городе Ракове, расположенном ныне в независимой Беларуси, собираются увековечить память о талантливой землячке. На небольшой площади планируется установить композицию, где будут находиться стилизованные хрустальные элементы изобретения Иды Розенталь.