Вениамин Баснер «Я русский композитор, еврей по национальности»
Великий композитор, музыкальный гений, автор мелодий к многочисленным, ставшими любимыми зрителями кинолентам, народный артист не только по официальному званию, но и по сути – это Вениамин Ефимович Баснер.
Будущий маэстро увидел свет в самом начале 1925 в Ярославле. Его родители были евреями, которые переселились из Двинска после начала военных событий 1914 года. Семейство общалось на идиш, а юного Венечку с раннего возраста родители воспитывали в еврейском духе. Огромное влияние на него оказал дедушка по линии матери Хирш Гредитор. Именно от него мальчик впервые услышал еврейские народные песни, которые напевались во время работы портного. Сбереглось уникальное фото, на котором трехлетний Венечка держит игрушечную скрипку. По воспоминаниям мамы Розы, малыш увидел ее в магазинной витрине и стоял там до тех пор, пока скрипку ему не купили.
Уже в детские годы понял, что только музыка способна открыть ему мир. Учился игре на скрипке в музыкальной школе, продолжил профильное образование в Ярославском музыкальном училище. По его окончании Вениамина пригласили солистом в местную филармонию, однако Вторая мировая война скорректировала планы. Баснера в 18 лет призвали в армию. В артиллерийском училище Костромы мог бы стать офицером. Но волей случая начальник училища услышал игру Вениамина на скрипке и приказал отправить его в музыкальный взвод. Там он занимался аранжировкой популярных пьес, песен, принимал участие в концертах как дирижер. В свободное же время чинил поврежденные музыкальные инструменты.
Демобилизовался в 1944. Новым этапом его жизни стала учеба в консерватории им. Римского-Корсакова в Ленинграде. Через пять лет, закончив учебное заведение, начал трудиться оркестровым музыкантом, часто солируя на скрипке, а уже в 1955 стал членом Союза композиторов Советского Союза.
Музыкальное искусство гармонично вошло в жизнь молодого человека, открыв ему истинное счастье творчества. Он много писал. Широкой публике известны его мелодии к опереттам, кинокартинам, военным песням. Своего рода визитной карточкой Баснера стала композиция «С чего начинается Родина?», сочиненная для многосерийного телефильма «Щит и меч». Искусствоведы даже считали, что данная песня в исполнении Марка Бернеса получила огромную популярность, прежде всего, благодаря музыке тогда еще молодого композитора. Его последующие творения «На безымянной высоте», романс из телефильма «Дни Турбиных», «Березовый сок», «На всю оставшуюся жизнь» ставали поистине народными произведениями, любимыми многими людьми.
Задушевность музыки трогала сердца слушателей, позволяла соприкоснуться с настоящей искренностью, душевной щедростью, добрыми чувствами. В творчестве Баснера нет сиюминутного. Он умел отыскивать вечные темы, в которых звучали возвышенные гражданские и нравственные мотивы, ощущалось величие человеческого духа. В творчестве мастера много песен, посвященных военным событиям. Это не случайно.
Ведь именно во время Великой Отечественной проявлялись настоящие чувства: сострадание, жертвенность, беззаветный героизм. Композитор умел личностное возвысить до всенародного. К примеру, в Скрипичной сонате Четвертого квартета, которая создавалась в пору страданий от личных утрат, есть и одиночество конкретного человека, и большое общее горе людей. Часто это единение достигалось введением в крупные произведения мелодий собственных, уже ставших популярными песен, как это произошло в Пятом квартете Второй симфонии.
Безупречность стиля, драматическое и комическое, искренность, сложная полифония – это черты творчества Баснера. Но превыше всего – вдохновенное лирическое начало, являющееся самым мощным свойством его музыки.
Произведения композитора становились популярными практически сразу же после первого исполнения. В качестве примера можно привести песню «Березовый сок», премьера которой состоялась в Германии, где в то время находился контингент советских войск. В одной из частей Баснер давал свой авторский концерт. После последних аккордов «Березового сока» в зале воцарилась исключительная тишина, после которой раздался буквально шквал аплодисментов. Песню исполняли еще несколько раз, пока сидящие в зале люди не выучили ее наизусть.
По мнению композитора, в музыке должен присутствовать электрический заряд в виде события или личности, которые зажигают и вдохновляют автора. Непременным требованием является также искренность, которая присутствует во всех творениях мастера.
На становление Баснера-композитора громадное влияние оказало творчество Дмитрия Шостаковича. Еще, будучи 13-летним подростком, Вениамин услышал Пятую симфонию мастера, который стал его кумиром. Уже после консерватории Баснер лично познакомился с гениальным композитором. Их отношения позднее перешли в крепкую дружбу. Это касалось как творчества, так и обыденной жизни. Чуткие музыканты ценили музыку друг друга. Оба восхищались композициями австрийского композитора Г.Малера, вдохновлялись еврейским музыкальным фольклором.
Что касается личной жизни Баснера, то его первой женой была Нина Каплан, которую он встретил в 1947 и сразу же влюбился в нее. В семье появились на свет две очаровательные девочки – Ольга и Елена. Второй супругой мастера была композитор Людмила Сухорукова. Третья спутница жизни Айсла Губайдулина подарила Вениамину Ефимовичу еще одну прелестную дочку Авиталь (Анну).
У композитора были младшие братья Марк и Герман, которые стали учеными с кандидатскими степенями. Первый избрал математику, а второй – медицину.
Вениамин Ефимович Баснер называл себя русским композитором, евреем по национальности. Традиции своего народа он чтил на протяжении всей своей жизни. В 1994 реализовал лелеемую длительное время мечту – создал в северной столице еврейский театр, который был назван «Симха» («Радость»). Сам маэстро на премьерном показе мюзикла «Еврейское счастье» играл на скрипке.
Жизнь этого талантливого человека, оставившего заметный след в музыкальном искусстве, завершилась в начале осени 1996 в Репино под Санкт-Петербургом. Последнее пристанище он нашел в Комаровском некрополе, где похоронено много известных людей.