Без музыки невозможно представить человеческое существование. Для кого-то мелодии – лишь фон, для некоторых же они являются истинным чудом, наполняющим жизнь высоким смыслом.
Алису Херц-Зоммер и ее ребенка музыка спасла от гибели во время Холокоста. Именно она позволила выжить в нечеловеческих условиях концлагеря.
Девочка увидела свет в ноябре 1903 в Праге. В еврейском семействе, где она родилась, было пятеро детей, среди которых сестры-близнецы Алиса и Марианна. В гостеприимном доме Фридриха Херца и Софии Шульц часто собирались известные люди, жизнь которых была наполнена музыкой, живописью, литературой. Один из них Франц Кафка – знаменитый писатель, еврей по национальности.
Маленькая Алиса очень любила музыку. Благодаря старшей сестре Ирме рано обучилась игре на рояле. Однако успехи девочки были так заметны, что родители пригласили ей учителя Вацлава Штепана. Занятия музыкой, дававшиеся Алисе довольно легко, увлекли ее так сильно, что она поступила в Немецкую консерваторию в Праге, став по тем временам самой юной студенткой. Кстати, там ее преподавателем был ученик композитора Ф. Листа Конрад Анзорге.
В 28 лет девушка выбрала суженого. Им стал бизнесмен и музыкант-любитель Леопольд Зоммер. В 1937 у пары появился сын Рафаэль, ставший единственным ребенком в семье. Алиса благодаря своей работоспособности и увлеченности любимым делом успешно совмещала профессиональную деятельность с семейной жизнью. Пианистка успевала даже ездить на гастроли, которые проходили с неизменным успехом.
Но в 1938 после оккупации фашистами Чехословакии все поменялось. Некоторые родственники Алисы убыли в Палестину. А молодая женщина осталась в Чехии из-за больной матери. Наступили страшные дни. Сначала нацистские преступники отправили в Освенцим ее родителей, которые впоследствии там приняли мученическую смерть. В этот же концлагерь забрали и супруга Алисы Леопольда. Он не дожил до освобождения нескольких недель, погибнув в Дахау.
Алису с сынишкой угнали в Терезиенштадт, который располагался на чешской территории. За военное время через данный концлагерь прошло порядка 140 000 человек. Большая часть из них погибла: 33 000 на месте, 88 000 – в Освенциме, куда заключенные были позднее депортированы.
Наверное, и Алиса с Рафаэлем не избежали бы этой страшной участи, если бы не музыка, которую женщина безумно любила и умела играть. Больше 100 концертов сыграла пианистка в период нахождения в концлагере для охранников, лагерных «гостей», узников. Впоследствии Алиса вспоминала, что трижды в год лагерь посещали сотрудники Красного Креста, для которых давались концерты. Таким образом, немцы демонстрировали «хорошую жизнь» евреев. Такие выступления музыкантов перед оголодавшими, измученными, немощными людьми действительно были волшебными. Ведь узники наслаждались духовной пищей. Музыка поистине спасала несчастных людей, давала им силы жить дальше.
Пианистке разрешили не расставаться с ребенком , что спасло его от гибели. В Терезиенштадте из порядка 15000 детей сумело остаться в живых только 130. Мать заботилась о сыне, отвлекала его от страшной действительности увлекательными рассказами, музыкой. По ее словам, она создавала для своего ребенка «Эдем среди ада». Так что не удивительно, что у Рафаэля сохранилось больше хороших, чем плохих воспоминаний о детстве.
В Терезиенштадте было много музыкантов еврейской национальности, которые присылались туда специально. Их, как и других узников, плохо кормили, издевались над ними, пытали, нагружали тяжелой работой, но позволяли музицировать. Такое «послабление» делалось для того, чтобы показывать различным делегациям «достойную» жизнь заключенных.
В 1945 Алиса с сыном, освободившись из концлагеря, возвратились в Прагу. Но в городе не было ни родственников, ни знакомых. Все, кто остался в Чехии во время фашистской оккупации, погибли.
Так случилось, что Алиса попала на радио, где ее попросили выступить. Абсолютно случайно этот концерт, транслировавшийся в Израиле, услышала родная сестра-близнец пианистки. Марианна вышла на связь с Алисой. Она пригласила сестру переехать к ней. Так Алиса с сыном попали на Землю Обетованную.
В Израиле пианистка, чтобы прокормиться, давала уроки музыки, а затем преподавала в иерусалимской Академии музыки и танца. Рафаэль, следуя по материнским стопам, стал виолончелистом. Впоследствии (1986) мать и сын переехали в Великобританию. В 2001 Алису постигла страшная трагедия: от сердечного приступа умер любимый сын. И вновь ей помогла музыка, которая осталась единственным делом ее жизни.
По словам Алисы, именно музыка стала той спасительницей, которая придавала ей сил. Своей религией еврейка Херц – Зоммер считала Бетховена. Прожив много лет, потеряв сына, выдержав Холокост, она вопреки всему не утратила любви к жизни, глядя на нее через призму красоты музыки. Незадолго до своего ухода из жизни пианистка говорила о том, что людям необходимо ценить, то, что у них есть.
Эта удивительная женщина прошла через трудности, страх, трагические потери самых близких ей людей, но все равно считала, что жизнь прекрасна. Алиса говорила, что на злобу, пессимизм у нее просто не было времени, ведь в ее жизни было так много того, чему она училась и чему радовалась.
В пожилом возрасте Алиса признавалась, что она уцелела благодаря темпераменту, оптимистическому восприятию жизни, дисциплинированности. В десять часов утра она садилась за рояль, и все вокруг оказывалось прекрасным. Она признавалась, что в продолжение тридцати лет питалась только куриным мясом, рыбой и хорошими супами, не употребляла алкогольных напитков, чая, кофе. Пила лишь горячую воду. Алиса практически до конца своих дней много двигалась, побеждая жуткие боли. Она отмечала, что первые 20 минут давались тяжело, а потом было гораздо легче. По словам этой мудрой женщины, ходьба во много раз лучше, чем сидение или лежание. Алиса не раз говорила, что в старости человек становится более осмотрительным и многое оценивает по-другому, благодарит за все, что у него есть.
Эта удивительная женщина – героиня произведения «Пианино Алисы», опубликованной на немецком языке в 2006. Беседы с ней легли в основу книги Каролайн Стоссингер, вышедшей в 2012 году, которая затем была переиздана во многих странах. Ее необычная судьба отразилась в короткометражной документальной киноленте «The Lady in Number 6», получившей «Оскара» в 2014.
Земная жизнь Алисы Херц-Зоммер завершилась, когда ей было 110 лет. Случилось это в феврале 2014 в Лондоне.