Скорее всего, большинство зрителей не знают фамилии этого актера. В советском кинематографе им сыграно всего лишь четыре роли, да и то это было в начале семидесятых годов минувшего века.
Зрителям он запомнился, прежде всего, как растрепанный рыжий ученик из многосерийного фильма «Большая перемена». После эмиграции в Соединенные Штаты в Советском Союзе о нем больше нигде не упоминалось.
История Ильи Залмановича Баскина необычна для актера-эмигранта. Его творческая карьера сложилась вполне удачно. Он смог закрепиться в Голливуде, сыграв там порядка семидесяти ролей. Правда, образы, воплощенные им, были в основном эпизодическими, зато съемки происходили в таких знаковых фильмах как « Крутой Уокер», «Человек-паук», «Трансформеры», иных кинопроектах, прославившихся на весь мир.
Детские и юношеские годы
Илья появился на свет в еврейской семье Залмана и Фриды Баскиных. Случилось это в столице Латвии 11 августа 1950. Мечта стать артистом появилась у мальчика еще в детские годы, хотя ни близкие, ни далекие его родственники никакого отношения к кино и театру не имели. Получив среднее образование, Илья отправился покорять столицу. В Москве стал студентом отделения разговорного жанра в училище эстрадного и циркового искусства, Обучался он вместе с будущими знаменитостями: Юрием Куклачевым, Ильей Олейниковым, Геннадием Хазановым.
Первые шаги в театре и кино
В 1971 после окончания учебы в училище Баскина распределили в оркестровый коллектив Леонида Утесова. Тогда же он дебютировал в маленькой роли учителя, которой, правда, не было даже в титрах, в киноленте режиссера Ролана Быкова «Телеграмма». Спустя год стал работать в Московском театре миниатюр и даже получил титул лучшего молодого актера на фестивале в столичном Театре Комедии. Следующей ролью Баскина стал рыжий взъерошенный ученик с рыжей взъерошенной шевелюрой в художественном 4-серийном телефильме «Большая перемена». Зрителям запомнился этот колоритный персонаж из шумного и веселого 9-А, который сидел на первой парте вместе с Авдотьиным.
В последующие два года Баскин сыграл эпизодические роли учителя пения в киноленте «Ни слова о футболе» и прохожего в комедии «Три дня в Москве». В советском кинематографе его карьера на этом закончилась.
Принятие отчаянного решения
Поняв, что ярких главных ролей ему не светит, а «железный занавес» начал в те времена приоткрываться, актер решился на эмиграцию за океан. Это действительно был отчаянный шаг. Ведь Илья не владел английским языком, осознавал, что Америка едва ли примет его с распростертыми объятиями. Он даже не мечтал продолжить там актерскую карьеру, но все-таки пошел на риск, по его словам, «боясь прозевать момент».
Позже, отвечая на вопрос, как получилось, что в середине 1970-х он отважился уехать, Баскин говорил, что важную роль сыграло место его рождения. Он ведь был рижанином. Если в то время в России лишь начинались разговоры об эмиграции, в прибалтийских республиках немало людей уже уезжало на рубеж. Многие жители Прибалтики имели близких людей, отбывших в Америку, Канаду, Израиль, которые в письмах сообщали, какие там отличные условия жизни. У Баскина в то время не было ощущения чего-то ужасного, что может ожидать его в чужой стране, было лишь опасение потерять любимую профессию. Он думал, что, вероятно, не сможет возвратиться в кинематограф. Однако дух авантюризма превозмог даже самые мрачные мысли, и Илья решил использовать сложившуюся ситуацию и уехать, чтобы увидеть мир, пожить, как другие люди за границами советской страны. Актер решил воспользоваться небольшой отдушиной в «железном занавесе», которая возникла в середине 1970-х. Позже, он сам объяснил, что главную роль в его отъезде сыграл авантюризм, присутствовавший в его характере.
Начало голливудской карьеры
26-летний Баскин прибыл в Соединенные Штаты и практически тот час направился в Лос-Анджелес. Там стал работать в ресторане. Позднее он признался, что сначала его просто испугала неограниченная свобода выбора. Он даже не мог понять, что же с ней делать. Баскину повезло. Спустя полгода ему дали эпизодическую роль на «фабрике грез». Языком он не владел, поэтому ему поручили сыграть шейха, едущего на лошади, Актера на киностудии «XX век Фокс», где снимался фильм, поразили условия, которые ему предоставили: собственная, хоть и небольшая комната на колесиках, кровать, холодильник. Словом, Баскин почувствовал полное блаженство. Первая киноработа предоставила возможность вступить в профсоюз, что было довольно важно для него.
Баскина стали приглашать на другие маленькие роли с небольшими гонорарами. Для нормальной жизни требовалось больше средств, поэтому Илья продолжал работать в ресторане, потом овладел специальностью страхового агента. Впоследствии совместно с товарищем стал издавать газету «Панорама» на русском языке, которая выходила в Лос-Анжелесе каждую неделю в течение семнадцати лет.
Актерская карьера – основное занятие
В 1983 Баскину предложили яркую роль Анатолия Черкасова в киноленте режиссера Пола Мазурски «Москва на Гудзоне», описывающую жизнь позднего СССР. С того времени, как он сыграл на одной съемочной площадке вместе с Робином Уильямсом, Савелием Крамаровым, актерская профессия стала его главным делом.
Безусловно, по сравнению с американскими коллегами актерская карьера Баскина выглядит весьма скромно. Однако среди актеров-эмигрантов он выделялся своей успешностью и востребованностью. Артисту сейчас 71, и он считает себя удачливым человеком, который реализовался в профессии, а свое решение уехать на пмж в Америку правильным.
Конечно, сыграть главные роли ему не удалось. Баскин, как и многие выходцы из Советского Союза, воплощал образы иностранцев, «нехороших русских», каковыми были воры в законе, преступники, военнослужащие, сотрудники органов государственной безопасности и т. п. Однако следует отметить, что Илью Баскина, пусть и в небольших ролях, но можно увидеть в разножанровых киноработах, заслуживших признание во всем мире. Это научно-фантастический фильм «Космическая одиссея 2010», культовый телесериал «Крутой Уоккер», триллер «Самолет президента», детективный сериал «Она написала убийство», кинокомедия «Сердцеедки», фантастические боевики «Человек-паук 2», «Трансформеры 3», многие другие проекты.
Баскин играл вместе с Харрисон Фордом, Робином Уильямсом, ставшим, кстати, его хорошим другом, Хеллен Мирен, Шоном Коннери. Последний из них оставил о себе весьма хорошие воспоминания. Баскин вспоминал, что Шон не был подвержен «звездной болезни». Он вел себя естественно, уважал партнеров по фильму, помогал им дельными советами.
По мнению Ильи Залмановича, актерская профессия в Америке является, прежде всего, бизнесом, а не творческим процессом. Он признается, что интересных ролей было мало, однако он ни о чем не жалеет. Актер полагает, что его судьба складывается вполне успешно, потому что у него есть любимое дело, которое приносит ему доход, позволяющий кормить себя и членов семьи, супругу Марину и дочку Мишель. Америка для Ильи Залмановича стала его домом, ведь там прожита большая часть жизни.
У актера есть любимая старая еврейская поговорка, которую он приводит, когда его спрашивают о личном счастье. Она гласит, что могло быть намного лучше, но могло быть и намного хуже. Поэтому остается только благодарить Бога за то, что есть.