Норма Джин Мортенсон – это настоящее имя легендарной американской актрисы Мэрилин Монро, родившейся в самом начале июня 1926 года в Лос-Анджелес.
Став культовой кинодивой, сексуальным символом пятидесятых годов минувшего столетия, Мэрилин поднялась на вершину карьеры, что называется, из самых низов. Зрители полюбили ее за роли простеньких, глуповатеньких, но пышущих очарованием блондинок уже с первых кинолент: «Ниагара», «Как выйти замуж за миллионера», «Джентльмены предпочитают блондинок». За воплощение главного образа в музыкальном фильме «В джазе только девушки» актриса стала обладательницей престижную премии «Золотой глобус».
Современники оценивали Монро весьма поверхностно, считая ее только сексапильной красивой женщиной. В действительности же Монро отличалась гордостью, целеустремленностью, проницательностью, но понимание этого пришло уже после ее безвременного ухода.
Легендарная актриса запомнилась публике не только трудными детскими годами, своеобразной жизнью с чудачествами и неврозами, нелегким приобретением уважения к себе как к профессионалу, неожиданной трагической кончиной, но и мифами, которые сопровождали ее.
Миф первый: “глупая блондинка”
Стереотипы, тесно связанные с обладанием светлых волос, детская непосредственность в сочетании с сексуальной привлекательностью, своеобразные жесты, особенная походка – все это создавало образ Мэрилин Монро. Ею часто использовалось придыхание, голос с детскими интонациями. После интервью с актрисой оставалось впечатление совершенной невинности, нерасчетливости, пародии некоей двусмысленности. Это сформировало специфический стиль поведения, получивший название «Monroeisms».
В музыкальном комедийном фильме режиссера Говарда Хоукса «Джентльмены предпочитают блондинок», снятого в 1953, Монро сыграла недалекую блондинку, впрочем, понимающую, что большинство мужчин не привлекают умные женщины.
Активно используемым сценическим образом актрисы была глуповатая, но сексуально привлекательная блондинка, что явилось отлично продуманным ходом. Однако зрительской аудиторией и кинокритиками он воспринимался как воплощение реальной личности, а не притворства Монро при ее игре в комедиях.
Этот сценический образ, принесший актрисе популярность, в дальнейшем оказался препятствием в ее творческой карьере, когда она захотела стать исполнительницей серьезных драматических ролей.
В общении на съемочной площадке, с режиссерами и продюсерами, было хорошо заметно, что она весьма не глупая, а напротив – начитанная и рассудительная личность.
Миф второй: хрупкая девушка, не умеющая постоять за себя
Стойкости и упорства Мэрилин было не занимать. Часто она привыкла полагаться только на себя и понимала, что никто кроме ее самой за нее не постоит. Читая очередной сценарий она почти всегда привносила изменения в образ своей героини и даже спорила с режиссерами по этому поводу.
В январе 1954 киностудия приостановила контракт с актрисой о съемках по экранизации бродвейского мюзикла «Девушка в розовом трико». Произошло это потому, что Монро захотела прочитать сценарий, а руководство сделать это не позволило. Ей сказали, что согласно условиям контракта задачей актрисы является выучивание своих реплик, а также участие в съемке определенных сцен. Монро стояла на своем, не являлась на репетиции и пробы к фильму. Тогда ей все-таки дали сценарий, приведший актрису в негодование своей неприкрытой глупостью и бестолковостью. Главная же героиня стала для Монро воплощением вульгарности. Конфликт вышел за пределы киностудии. Первые полосы газет запестрели его освещением. Актриса, практически сразу начав рекламную компанию, сумела оказать сопротивление негативу прессы и укрепить собственную позицию в данном противостоянии.
Немного позднее Монро сама отправилась в четырехдневное путешествие по Корее. Там она участвовала в шоу для USO, исполняя песни для порядка 60000 американских морпехов. Возвратившись в Голливуд, Мэрилин получила награду – специальный приз, вручаемый «самой популярной звезде».
В начале 1955 Монро сообщила о своей усталости от воплощения однообразных образов глуповатых сексуальных блондинок. Она желала воплощать иные образы вне зависимости от ожиданий публики.
Миф третий: отсутствие актерского таланта
Уже второй год контракта принес Мэрилин главные роли. Журналисты в начале 1952 стали именовать ее «королевой пин-апа, ставшей грозой бокс-офиса», а затем присвоили ей титул «самой молодой кассовой актрисы».
А вот в начале заключения контракта Монро не давали киноролей. Однако девушка не теряла времени даром, изучая актерское мастерство, танцы, вокал. Кроме того, она хотела узнать киноиндустрию «изнутри» для дальнейшего продвижения себя как актрисы. Для этого Мэрилин проводила по многу часов в киностудии.
Сценический образ Монро сформировался под воздействием ее педагога по актерскому мастерству Наташи Лайтесс, от которой молодая актриса позаимствовала многие мимические приемы, манеру игры, жесты. А ведь в самом начале, по словам Лайтесс, ее подопечная не могла связно вести разговор, была зажата, боялась всего связанного со сценой. Однако она сумела это преодолеть, став популярной. Наташа Лайтесс оказалась наставницей Мэрилин не только в актерском мастерстве, но и в реальной жизни. Зависимость от личности педагога была так велика, что Монро отказывалась играть, если рядом не находилась Наташа.
В 1955 она отправилась в Нью-Йорк для совершенствования своего мастерства: посещала уроки у британской актрисы и педагога Констанс Колльеры, семинары по методу игры в студии, которая была организована американским кинорежиссером, тренером по актерскому мастерству Ли Страсбергом. Актриса вела записи для себя о том, что нового узнала в течение дня, отмечала важность замечаний Страсберга.
Актерский талант Монро проявлялся и в умении свободно импровизировать на сценической площадке, не зная реплик, что подвластно лишь настоящему артисту.
Некоторые кинокритики, пересматривая картины с ней (даже ранние), называют ее гениальной актрисой. К каждой роли она придумывала образ: жесты, интонацию и мимику, которые показывали характер ее героини. Своей актерской игрой она определили образ “блондинки” на десятилетия вперед.
В заключении следует вспомнить, что во время последнего интервью легендарная актриса просила, правда, безуспешно у журналиста, чтобы он обязательно завершил статью о ней высказыванием. В нем выражена очень глубокая мысль о том, мир больше всего нуждается в реальном чувстве родства. Это касается звезд, рабочих, людей разных национальностей, включая арабов, негров, евреев. Ведь все люди – братья. Кроме того, Мэрилин Монро попросила репортера не выставлять ее несерьезной.