XVII век – «время великого прорыва», положившего начало современным капиталистическим отношениям. Столетие знаменуется тем, что в этот период в Европе происходила масса войн, как религиозных, так и межнациональных.
Но еще в данный период произошел расцвет философской науки. Все то, чем сейчас оперируют современные философы, закладывалось тогда. Одним из основоположников фундамента этого движения был еврей Барух (Бенедикт) Спиноза.
Будущий философ появился на свет в Голландии 24 ноября 1632 года. Его родители, евреи-марраны, бежали из Португалии. На прежней родине от них требовали отказаться от иудаизма в пользу христианства. Неподчинение каралось смертью. Чтобы не погибнуть, Михаэль и Ханна де Спинозы вынуждены были принять христианство, после чего смогли выехать из страны и поселиться в столице Голландии Амстердаме, где и родился их знаменитый сын.
На новом месте еврейская семья возвратилась к традиционному иудаизму. Михаэль занялся бизнесом. Торговля тропическими фруктами начала приносить ему неплохую прибыль, так что семья не бедствовала. В назначенное время Барух отправился получать образование. Поначалу это была религиозная школа, а потом он перешел в ешиву. Способному к обучению мальчику давались все изучавшиеся там предметы: Тора, Талмуд, основы еврейского богословия, труды Аристотеля и известных каббалистов. Завершив обучение, он общался на семейном языке ладино, португальском, испанском, голландском, знал латынь, французский и итальянский языки, а также владел литературным ивритом.
В итоге, мир получил очень образованного человека, знающего сочинения не только стандартного набора Священных Книг, но и труды философов еврейского и арабо-мусульманского происхождения. Столь обширный набор знаний не мог не сказаться на высказываниях молодого человека, тем более, в период, когда в Европе полыхали религиозные войны. Крайне нестабильная атмосфера военного времени порождала проявления свободомыслия. Барух Спиноза стал одним из тех, кто выражал свободолюбивые идеи.
Он стал понимать, что привычные рамки иудаизма сковывают движение его мыслей, начал отходить от иудейских взглядов, сближаться с коллегиантами – членами одного из сектантских течений в протестантизме. Это не осталось незамеченным в еврейской общине. За высказывания, не соответствующие принятых у иудеев взглядов, Баруха Спинозу обвинили в ереси и исключили из общины. Так молодой человек, которому не исполнилось к тому времени и 24 лет, оказался один на один с окружающим его миром.
Помогло парню то, что с 1654 года он был совладельцем семейной фирмы, торговавшей южными фруктами, созданной еще его отцом. Продав свою долю брату, Барух перебрался в пригород Амстердама Оверкерк. Правда, пробыл там недолго. Воспользовавшись тем, что его отлучение от еврейской общины не повлекло автоматического запрета на пребывание в Амстердаме, молодой человек возвратился в столицу и поступил на учебу в частный колледж бывшего иезуита Ван ден Эндена. Здесь он стал совершенствовать свои знания, добавив к уже изученным трудам множество новых книг древнегреческих, средневековых и современных философов. Параллельно изучал естественные науки, рисование и то, что потом станет его основным заработком – шлифовку оптических стекол.
В этот период Спиноза, вероятно, окончательно определился со своими взглядами на мир. Знакомство с трудами Рене Декарта расширило горизонт его творческой деятельности. В математике, а точнее в ее разделе геометрии, он видел идеал науки. Все положения системы мира по Спинозе изложены в стиле more geometrico, то есть, из предложенных неких определений делались выводы. В этот период времени вокруг него начал формироваться круг учеников, что означает, что Спиноза уже создал собственную философскую школу. Сам же мастер все больше отдалялся от иудаизма. В подтверждение этого он сменил имя Барух на латинизированный его аналог Бенедикт.
Кто знает, как сложилась бы дальше жизнь Спинозы, если бы не пристальное внимание к его персоне со стороны еврейского общества. В 1660 году муниципальные власти Амстердама получили официальное прошение от местной синагоги, в котором за «угрозу благочестию и морали» предлагалось осудить Спинозу и запретить ему жить в столице. Пришлось молодому философу покинуть Амстердам и поселиться вблизи Лейдена в деревне Рейнсбург (в то время это был центр коллегиантов). Для зарабатывания на жизнь он открыл в своем доме мастерскую по шлифовке оптических стекол, а в свободное от работы время писал философские трактаты.
Философские работы Спинозы нигде не печатались, среди людей ходили только рукописные варианты его трудов. Понятно, что их было немного, но даже этого хватило, чтобы о нем узнали. В Рейнсбург для встреч с философом начали приезжать студенты из Лейдена. Мало того, туда прибыл лично Генри Ольденбург – один из председателей Лондонского королевского научного общества. После знакомства со Спинозой они еще долгие годы переписывались.
Жизнь близ Лейдена не затянулась надолго. В 1663 году философ переехал в городок Ворбюрг, расположенный неподалеку от Гааги. Он продолжил зарабатывать на жизнь шлифовкой оптических стекол, а для души писать философские труды. Прознав о месте пребывания мастера, в Ворбюрг потянулись именитые ученые. Знакомство с ним завели филолог Фосс и физик-математик Христиан Гюйгенс. Вскоре свет увидел труд Спинозы «Основы философии Декарта», начатый еще в Рейнсбурге и завершенный в Ворбюрге. Это стало единственной работой философа, опубликованной под собственным именем. Остальные же труды либо расходились в рукописных вариантах, либо, как «Теолого-политический трактат», печатались анонимно.
Собственно, такое положение дел неудивительно. В то время взгляды Спинозы на религию были очень специфическими, находясь на грани ереси. Всего несколько десятков лет назад за подобное отправили бы на костер, и хотя времена изменились, но позиции церкви были еще очень сильны. А тот же «Теолого-политический трактат» оказался настолько необычным для того периода, что создал прочное мнение о Спинозе как об атеисте. Правда, нахождение у власти в Голландии братьев де Витт, правителей весьма либеральных взглядов, помогало философу избегать серьезных преследований.
В мае 1670 закончился ворбюргский период жизни Спинозы. Он переехал в Гаагу. Здесь он продолжил работать в прежнем ритме с одним только изменением. Мастер уже жил как признанный философ, которого хотели бы видеть у себя известные на тот момент учебные заведения. В 1673 году ему пришло приглашение от пфальцского курфюрста занять должность руководителя кафедры философии в Гейдельбергском университете. Подобное предложение приходило и из Франции, где готовы были предоставить место преподавателя в Сорбонне. В обоих случаях Спиноза отказался.
В 1675 году он наконец-то завершил работу над «Этикой», первую часть которой написал еще в Рейнсбурге. Однако к этому времени в стране произошел государственный переворот. Благоволившие к Спинозе правители братья де Витт были убиты, и готовое творение автор публиковать не решился. Лишь некоторое количество рукописных вариантов разошлось по кругу его ближайших друзей. Но собственно для Спинозы это практически ничего не решало. К тому моменту он был смертельно болен туберкулезом, заработанным в ходе многолетних шлифовок стекла. 21 февраля 1677 великой философ отошел в мир иной в возрасте 44 лет.
После кончины Спинозы часть его имущества была распродана, часть уничтожена. Произведения, как он пожелал, напечатали в Амстердаме, правда, без указания авторства и без обозначения места издания. Произошло это в 1678 году, и почти сразу же их запретили.