В истории Третьего рейха существует несколько случаев откровенного позора, причем, все они не принадлежат к сфере военной деятельности. По иронии судьбы самые простые люди своими действиями приводили к «пробуксовыванию» нацистской пропагандистской машины, которая по определению должна была действовать как прекрасно отлаженный механизм.
Фотография идеального «арийского» ребенка
Однажды в 1935 году проживавшая в Германии еврейка Полина Левинсон взяла свою полугодовалую дочку и отправилась к фотографу, известному в Берлине мастеру Гансу Баллину. Он постарался, сделав отличный снимок девочки. Каково же было потрясение молодой мамы, когда спустя несколько месяцев она обнаружила эту фотографию на обложке журнала «Солнце в доме», где ее дочка предстала в образе идеального арийского ребенка. К слову, в Германии тогда уже довольно мощно шла кампания по ограничению евреев в правах, которая впоследствии переросла в трагическое действо, известное под названием Холокост.
Самым поразительным в данной ситуации оказалось то, что образ идеального арийского ребенка на фотографии разглядел не кто иной, как сам министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс. Учитывая его авторитет, фото буквально разлетелось по всем печатным изданиям рейха и даже попало на открытки. И еще одна пикантная подробность. Всезнающие и вездесущие нацистские спецслужбы так и не смогли установить личность девочки, хотя судьба ее в какой-то момент висела буквально на волоске: в 1938 году нацисты арестовали ее отца.
Но даже в этом случае судьба оказалась благосклонной к ребенку. Пользуясь знакомством с членом НСДАП, ее отец сумел освободиться. Забрав родных, он уехал из Германии в Латвию, потом перебрался во Францию. В 1940 году ему удалось сбежать на Кубу, а после окончания войны семейство смогло получить вид на жительство в США. В 2014 году, ставшая уже профессором 80-летняя Хесси Тафт передала в дар мемориалу Холокоста «Яд ва-Шем» несколько экземпляров того самого журнала «Солнце в доме», на обложке которого она изображена шестимесячным младенцем.
Операция «парагвайский паспорт»
Даже развязав Вторую мировую войну, власти Германии пытались не допускать конфликтов с государствами, с которыми они еще не воевали. И если по тем или иным причинам в их руки попадали граждане нейтральных стран, то нацисты старались соблюдать правила хорошего тона и, как правило, отпускали их на родину. Этим обстоятельством воспользовались несколько евреев, обладающих активной жизненной позицией. Вот что из этого получилось.
Случайным автором операции, начавшейся в 1941 году, стал швейцарский еврей Эли Стаубух. Благодаря приобретению и правильному заполнению чистого бланка парагвайского паспорта он сумел вызволить из Варшавского гетто свою невесту Гуту Эзенцвейг. Столь неожиданный способ освобождения сограждан подхватил польский адвокат Абрахам Зильберштейн, получивший после начала войны политическое убежище в Швейцарии. При помощи Всемирного еврейского союза он создал некоммерческую организацию «Комитет помощи евреям – жертвам войны». Видимой частью работы этой организации была отсылка в Польшу продовольственных посылок для евреев, томящихся в гетто.
Однако более важным было другое, невидимое ни простым обывателям, ни спецслужбам дело: Зильберштейн тайно приобретал бланки парагвайских паспортов. В Швейцарии он наладил их оформление на реально существующих польских евреев, томящихся в Варшавском или Краковском гетто. Помогали ему в этом швейцарский нотариус Рудольф Хюгли (по совместительству Почетный консул Парагвая в Швейцарии) и сотрудники польской миссии Юлиус Кюль и Константин Рокицкий. После некоторых манипуляций с документами их заверенные нотариусом копии отправлялись в Польшу. Немцам не оставалось ничего другого, как освободить указанных людей. Таким образом, до 1942 года, когда вскрылся подлог с документами, из гетто Варшавы и Кракова были спасены 400 человек.
Последний танец балерины
Подвиг польской балерины Франциски Манн (в девичестве Розенберг) стоит того, чтобы о нем знали люди. Молодая женщина, фактически одной ногой уже стоящая на пороге жизни и смерти, сумела показать утратившим человеческий облик надзирателям Освенцима, как может закончить жизнь гордый и уважающий себя человек.
Франциска Розенберг с малых лет занималась в балетной школе, став к ее окончанию высококлассной танцовщицей. Подтверждением этому служит занятое ею в 1939 году IV место на Брюссельском международном танцевальном конкурсе. Однако спустя всего несколько месяцев жизнь молодой женщины круто изменилась. Германия напала на Польшу, и через некоторое время балерина оказалась узницей Варшавского гетто. Чтобы не умереть с голоду, она танцевала в кабаре Melody Palace, действовавшем на территории гетто. Но в 1942 году по Варшаве поползли слухи, что мировые сионистские организации договорились с немцами об обмене польских евреев на немецких военнопленных.
Информация попала в гетто, и это воодушевило очень многих. Одним из счастливчиков, попавших в группу обмена, стала Франциска. К сожалению, вся информация об обмене оказалась ложью, сфабрикованной нацистами с целью выманить у людей драгоценности, придерживавшиеся на самый крайний случай, и попутно выявить еще скрывавшихся в Варшаве евреев. Как итог, летом 1943 года Франциска Манн эшелоном была доставлена в Освенцим, где сразу же была определена в группу смертников, которую должны были ликвидировать под видом обычной санобработки.
В раздевалке женщины, приговоренные к смерти, поняли, куда попали. Большинство из них приняли происходящее как должное, но Франциска решила последний раз проявить характер. Вместо того чтобы безропотно снять с себя одежду, она начала совершать стриптиз-танец, медленно снимая с себя ее детали. Молодые эсэсовцы-надзиратели, не ожидавшие подобного действа, невольно отвлеклись, за что сразу были наказаны. Оказавшийся ближе всех к Франциске унтер-офицер СС Эммерих получил сильнейший удар туфлей по лицу. Опешивший нацист попытался ответить выстрелом из пистолета, но сделать этого не успел. Оказалось, что молодая женщина тоже умела обращаться с оружием.
Перехватив пистолет, Франциска успела сделать несколько выстрелов, тяжело ранив самого Эмериха, убив его напарника Йозефа Шиллингера. Тут же смертницы накинулись на надзирателей, пытаясь нанести им максимальные повреждения. Понятно, что это был жест отчаяния, и бунт безоружных женщин очень быстро был подавлен. Тех, кого не застрелили, отравили газом. Однако важен сам факт того, что человек может постоять за себя, даже находясь у края небытия.
Никого не впечатливший фильм о хорошем гетто
Пропаганда в гитлеровской Германии всегда находилась в приоритете. И что поразительно, многие люди, даже облеченные властью, верили тому, что им показывают нацисты. Однажды на пропагандистскую удочку попались и представители гуманитарной миссии Международного Красного Креста. Правда, кроме них, никто больше не «купился» на красивую картинку.
Данное событие произошло в концентрационном лагере Терезин. Сюда немцы намеренно свозили людей, близко связанных с искусством. Это были художники, литераторы, актеры. Нацисты пытались сделать из концлагеря некую «Потемкинскую деревню», театр, актерами которого были узники. Под эту задачу Терезин был перестроен. В нем появились театр, кабаре, кафе и даже фиктивное отделение банка. Когда все приготовления были сделаны, в Терезин пригласили чиновников из гуманитарной миссии Международного Красного Креста. От увиденной картинки те пришли в восторг, ничуть не смущаясь своеобразию обстановки.
Но немцы решили пойти еще дальше, и силами узников лагеря, но под своим наблюдением к концу 1944 года создали полноформатный художественный фильм. Кинолента рассказывала, как хорошо живется евреям в условиях лагерного ограничения их свободы. На широкий экран она вышла в начале 1945 года, но никого впечатлить просто не успела, ведь гитлеровская Германия доживала последние месяцы. К сожалению, исполнители ролей и еврей-режиссер Курт Геррон почти в полном составе вскоре погибли в газовых камерах Освенцима. Сам фильм также исчез, и лишь годы спустя были обнаружены небольшие его фрагменты общей длительностью около 15 минут.
Празднование Пурима в резиденции Геббельса
Есть очень занятная фотография, датированная первой половиной марта 1945 года. С одной стороны, казалось, ничего особенного. В некоем явно средневековом замке несколько американских военных отмечают праздник. Но в этом и кроется суть. Американские военные, капеллан Поляков, капрал Виллен и рядовой Райх, являются евреями, и отмечают они праздник Пурим. Это празднование происходит в замке Райдт – загородной резиденции министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса. Что интересно, сам Геббельс был еще живой и находился в Берлине рядом с Гитлером.
Наверное, крах нацизма на этом снимке ощущается, как нигде более, очень наглядно. В доме человека, во многом отвечавшем за ликвидацию евреев, представители этой нации отмечают свой праздник. А ненавистная нацистам Тора лежит раскрытая на столе как символ победы. Примечательно, что спустя несколько дней в том же здании был отпразднован и Песах.