В жизни каждого человека однажды наступает момент, когда ему приходится выбирать между добром и злом, правдой или неправдой, честью или бесчестьем.
К счастью, есть люди, которые видят намного дальше и умеют предчувствовать грядущие события. Они понимают, что может произойти после рядовых выборов в парламент, особенно если в него рвутся представители маргинальных группировок. Вот тогда для таких людей и наступает момент истины, когда им самим приходится брать не только свою, но судьбы многих других в свои руки, нести бремя ответственности за спасение невинных. Причем это происходит еще в тот период, когда опасность себя еще не проявила. Одним из таких людей стала директор небольшой провинциальной частной школы в Германии, осуществившая, казалось, невозможное. Вместе со своими сподвижниками она в 1933 году вывезла из Германии всех учеников своей школы.
Имя этой смелой учительницы – Анна Эссингер. Женщина была выходцем из светской смешанной немецко-еврейской семьи. Будучи старшим ребенком, она привыкла к работе и не страшилась брать на себя ответственность за других . Закончив среднюю школу, Анна выехала из Германии в Америку, где поступила в Висконсинский университет. Деньги на образование она зарабатывала собственным трудом. Трудолюбивая девушка училась сразу на двух факультетах, и оба закончила: один со степенью бакалавра, а другой – магистра.
Попутно с овладением науками Анна знакомилась с американской системой образования, посчитав ее очень прогрессивной. Почти два десятка лет женщина работала в США, постигая все тонкости местного образовательного процесса. И только набравшись опыта в достаточном объеме, Эссингер возвратилась в родную Германию. В 1926 году она открыла собственную частную школу, в которой процесс получения знаний детьми кардинально расходился в привычным для немецких школ способом. И первое, что она отменила у себя, так это строгую немецкую дисциплину и наказание за провинности. В ее школе поощряли природное детское любопытство, свободу самовыражения, в том числе возможность думать самостоятельно и нестандартно.
Для Анны Эссингер образцом был английский философ Джон Рескин, утверждавший, что нужно не делать людей трудолюбивыми, учеными и чистоплотными, а дать им возможность полюбить трудолюбие, получение знаний и чистоту. Так в детях воспитывали интеллектуальную любознательность, прививали уважение и солидарность, показывали им, что авторитет может быть ненасильственным. Фактически в школе царила атмосфера совсем не классической немецкой школы. Здесь каждый ребенок оказывался в центре внимания. И наряду с изучением традиционных школьных дисциплин детям прививали практические навыки. В итоге получалось, что школа Анны Эссингер была для юного поколения не просто неким учебным заведением, а по-настоящему родной, хотя и очень большой семьей.
Однако не следует забывать, что все это происходило в Германии конца 1920-х – начала 1930-х годов. В этот период к власти в стране усиленно пробивались местные нацисты, создавшие сразу несколько группировок маргинального толка. Наиболее яркий лидер одной из них, НСДАП, был Адольф Гитлер – яростный враг коммунистов и евреев. И вот после выборов, в январе 1933 года, НСДАП смогла набрать большинство в германском парламенте, и престарелый президент назначил Гитлера канцлером. Перед страной открылась бездонная пропасть, которую до поры до времени практически никто не замечал.
Однако ее увидела Анна Эссингер. Она изучила литературное «творение» Гитлера – книгу «Майн кампф» и увидела, куда при нем может скатиться страна. Это пропасть, в которой не будет места ни свободе мысли, ни самовыражения, ни терпимости к другим нациям. Будет только сплошное поклонение «великому» вождю нации, пообещавшему немцам спокойную и сытую жизнь. Остальным нациям страны Гитлер этого не обещал, а евреев поставил вне закона. И немцы в своем большинстве поддержали такое направление развития страны, заранее предвкушая возможность быстрой наживы за счет ограбления своих соседей.
Буквально через пару месяцев после назначения Гитлера канцлером в Рейхстаге приняли «Акт о полномочиях», превративший его во всемогущего диктатора, который немедленно начал внедрять новые правила поведения в стране. По Германии пошли телеграммы, требующие установления над общественными заведениями нацистских флагов. Возмущению Эссингер не было предела, однако пришлось подчиниться приказу свыше. Правда, перед водружением нацистской символики над школой директор спешно вывела своих учеников в трехдневный поход, и только после этого над зданием повисло знамя со свастикой.
Видя, куда катится страна, Эссингер срочно выехала из Германии и стала прорабатывать варианты вывоза детей своей в школы страны, неподверженные нацистской агитации. Лишь в Британии ей пообещали помощь в виде места для учебного заведения и средств для этого. Однако для начала следовало вывезти детей из Германии, совершив это максимально незаметно. Ведь в стране уже действовала разветвленная сеть соглядатаев гестапо, и малейшее подозрение в нелояльности режиму могло потянуть за собой, в лучшем случае, финансовые санкции, в худшем – закрытие школы и передача ее под нужды гитлерюгенда. Для преподавателей судьба была еще печальнее.
Несмотря на огромный риск для себя лично, Анна начала осуществлять свой план. Для начала она переговорила с родителями всех своих учеников, в подробностях описывая им сложившуюся ситуацию и возможное будущее. Нацисты, кстати, сами помогали ей в этом, начав прилюдно на площадях сжигать книги неугодных им писателей. И родители доверились директору. Они начали исподволь готовить детей к выезду из страны. Риск был огромен, ведь проболтайся кто-нибудь один, скажи неверное слово, и все бы рухнуло. Однако в продолжение нескольких месяцев, пока шла подготовка к эвакуации детей, никто не обмолвился ни словом о предстоящем событии.
О серьезности ситуации говорит и тот факт, что буквально в преддверии вывоза детей, местность, в которой действовала школа Эссингер, посетил лично Гитлер. В его честь был собран огромный митинг, участниками которого были прогитлеровски настроенные местные немцы. После его окончания удовлетворенный диктатор двинулся осматривать военные части в близлежащей округе. Кавалькада машин с канцлером прошла прямо по деревне Херрлинген, проехав буквально рядом со школой.
Ситуация в стране все более усугублялась, но и подготовка к эвакуации детей подходила к завершению. «Час Х» наступил 5 октября 1933 года. План начал воплощаться в жизнь. Предварительно самые доверенные сотрудники школы разъехались по Германии. Дальше требовалось создать вид, что школьники собрались в обычное путешествие по стране. Для этого все дети, имея при себе минимум вещей, в сопровождении кого-нибудь из взрослых стали разъезжаться по заранее назначенным точкам. Так организовались три довольно значительные группы. Одну собирала родная сестра Анны Паула Эссингер, вторую – учитель религиоведения Мартин Шварц. Третью и последнюю группу доверили преподавателю английского и французского языков, а также истории искусств Ханне Бергас.
Все три группы школьников постепенно придвигались к бельгийской границе, близость к которой усиливала у Анна Эссингер чувство напряженности. Каждую секунду ее преследовал страх и боязнь неудачи миссии. Учитывая, что количество людей, знавших о целях плана, было большим, возможность выхода информации за круг посвященных была реальной. И буквально на каждой станции Анна пристально вглядывалась в лица людей, отыскивая намеки на опасность. Особенно критической ситуация стала на границе, но, к счастью, никто из участников плана себя не выдал, а немецкие пограничники не заметили напряженного состояния среди детей.
Напряжение схлынуло только тогда, когда все три группы оказались в портовом бельгийском городе Остенд. Оттуда на пароме они переправились в британский Дувр, и, наконец-то, оказались в безопасности. Здесь их всех погрузили в три автобуса, отвезли в изящное поместье в живописной сельской местности. Именно оно было превращено Эссингер в новую школу, названную «Банс Корт». Позже в это заведение начали прибывать дети из других стран Европы, до которых дотянулись руки Гитлера. Всем им был дан благожелательный приют.
До 1948 Анна Эссингер руководила школой «Банс Корт», однако проблемы со здоровьем заставили ее отойти от дел. Она скончалась в 1960 году, но дети, выжившие благодаря ее стараниям, пронесли любовь к директору в продолжение всей своей жизни. И даже спустя десятки лет после прошедших событий бывшие ученики «Банс Корт» собираются вместе, чтобы почтить память безумно смелой женщины, своей храбростью и беззаветной преданностью детям спасшей им жизни и проложившей дорогу в будущее.