Многим неизвестно его имя и команда, которая помогала выжить обреченным людям. Вместе с супругой Иоанной Янис Липке вывел из рижского гетто и вырвал из рук смерти 55 евреев.
Рижским Шиндлером часто называют в Латвии этого человека, который в годы Второй Мировой войны спасал от смерти евреев, ежедневно подвергая риску свою жизнь. Докер Янис (Жанис) Липке в числе ста тридцати четырех жителей прибалтийской страны получил звание Праведника мира. Они не могли поступить иначе и делали свое дело, не думая о сравнениях. В то же время многие жители Латвии совсем по-другому смотрели на трагедию своих соседей-евреев.
Многим неизвестно его имя и команда, которая помогала выжить обреченным людям. Вместе с супругой Иоанной Янис Липке вывел из рижского гетто и вырвал из рук смерти 56 евреев. Позднее их удалось тайно перевезти в латвийскую глубинку. Длительное время семья Липке прятала, одевала и кормила этих людей в тайном бункере на Кипсале, близ берега реки Даугавы.
Липке жил там с женой и тремя детьми. Его дочь Анна была комсомолкой. Полицаи хотели арестовать девушку, но ее не оказалось дома. Раздосадованные, они жестоко избили Яниса, жену и двух сыновей. А первого декабря Янису с восьмилетним сыном довелось увидеть кровавую расправу над рижскими евреями, которая запомнилась им на всю жизнь. События того переломного дня привели Липке к решению посвятить себя спасению евреев.
Помощь обреченным на смерть
Оставив прежнюю работу докера, Липке устроился в «Красные амбары» – складские помещения для нужд немецкой армии. Казалось, что жизнь семьи идет, как обычно. Ежедневно для работы на складах отбирали рабочих в гетто. Это было обязанностью Яниса. Забрав с утра десятерых человек, он должен был столько же вернуть вечером. Фамилии людей никто не проверял, только количество. И Липке решил рискнуть. Восемь евреев возвращались в гетто, а двух заменяли латыши – доверенные люди Яниса. Принимая вид сопровождающих, они без проблем покидали гетто на следующий день. Таким способом были спасены 56 человек.
Супруги Липке прятали спасенных в хозяйственных помещениях на своем участке. Здесь находили приют и бежавшие из гетто узники, которые тайком приходили к Липке. Среди евреев ширился слух о его помощи. Адрес Яниса был нацарапан карандашом в телефонной будке у Воздушного моста в Риге. Соратники Яниса помогали сбежавшим от смерти, как могли.
Незаметно для охраны Липке передавал за колючую проволоку продукты питания. Тогда в гетто этапировали евреев из-за границы. Познакомившись со многими спасенными, Липке помогал поддерживать связь между узниками гетто, разыскивал по их просьбе без вести пропавших людей. Спасенных узников впоследствии он начал прятать на своем хуторе Решни. Перевозить людей ему помогали водители Бриедис и Янковскис. Хитростью, а иногда подкупом в виде выпивки, приходилось действовать Липке, когда полицаи обыскивали его дом.
Документальные свидетельства подвига
Архивные записи музея «Яд ва Шем» хранят рассказ о Янисе Липке. «Перевозкой евреев к надежным людям занимались водители грузовиков Янис Бриедис и Карлис Янковскис. Первым в дом Липке был доставлен Хаим Смолянский – старый товарищ Яниса, вместе с которым они выкопали яму под сараем, вместившую вскоре семь человек. Жена Яниса Иоанна взяла на свои плечи заботу о них. Весь период немецкой оккупации Липке прятал сменяющих друг друга евреев.
Летом 1942 года Янис планировал переправить евреев на яхте в нейтральную Швецию. Осуществить замысел не удалось: на борту купленной и оборудованной для тайной перевозки людей яхты полиция схватила Сашу Перла, одного из еврейских друзей Яниса. Липке опасался, что под пытками он может выдать известные ему адреса некоторых укрытий. Принимавший участие в довоенных соревнованиях опытный яхтсмен Саша Перл был расстрелян, но не выдал никого. Однако план побега на яхте не удался.
В 1943 году судьба свела Липке с братьями Фридрихом и Янисом Розентальс, согласившимися помочь укрыть евреев на собственных сельскохозяйственных фермах близ Добеле. Спрятанных в грузовике Бриедиса первых трех беженцев – Смолянского, Ульмана и Либхена – доставили к Фридриху Розентальсу 10 марта 1943 года. Еще четверых – Симона Шейнигсона, Бориса Бранта, Исаака и Залмана Дризиных – переправили в октябре. Спустя несколько месяцев в окрестностях Добеле на принадлежавшем семье Миллеров хуторе Межамаки появилось еще одно укрытие, где поздней осенью 1943 года под видом сельскохозяйственных рабочих обосновались молодой доктор Вилли Фриш, инженер Михаил Раге, а вскоре и София Штерн с маленькой дочкой Ханной. Они жили открыто, и Миллеры даже не догадывались, что их работники евреи.
Вскоре Янис арендовал поблизости еще один хутор, официально управляли которым рижанки Мария Келлер и Александра Нойм. Обладающий арийской внешностью Залман Дризин исполнял роль наемного рабочего. Эти люди жили легально, контактировали с соседями, а в подполе у них в это время скрывалась группа евреев.
Несколько убежищ были организованы Янисом и в Риге: одно – в квартире Анны Поле, другое – в гараже Карлиса Янковскиса. Анна и скрывавшиеся у нее евреи были арестованы, всех их расстреляли. Еще четверых, Абрама Гиршмана, Израиля Ютера, Бера Шнайдера и доктора Шмуляна, недалеко от места их укрытия сразу после освобождения расстреляли латышские националисты».
Спасенный мир
К концу войны евреев в Риге почти не осталось. В местах массовых расстрелов на печально известных станциях Шкиротава и Румбула остались их братские могилы. Из спасенных Янисом Липке и его помощниками выжили 44 человека, среди которых Григорий Аренсбург, Давид Эпштейн, Борис Цесван, Семен Островский, Давид Фишкин, Вилли Нуглер, Герман Нойм, Лев Вагенхайм, Соломон Словин и другие. Каждый спасенный человек – это огромный Мир.
Янису и Иоанне помогал восьмилетний сын Зигфрид, от которого трудно было утаить происходящее. Вскоре маленький Зигис следил за домом, стоя на страже. При появлении чужаков мальчик подавал людям сигнал сидеть тихо: сначала подбегал к сараю и стучал, а когда в бункер провели электричество – заходил в дом и отключал свет. Даже ночью, когда родители носили еду узникам находящегося неподалеку трудового лагеря, младший сын не покидал свой пост и дожидался их возвращения. Такие отношения в семье могут служить достойным примером. В 1993 году Зигфрид вместе с родителями был награжден Верховным советом Латвийской Республики почетной грамотой и памятной медалью за самоотверженное спасение евреев. Спустя год в возрасте 61 года он скончался от сердечной болезни.
Янис Липке после войны жил и работал в Риге. В 26 лет трагически погибла его дочь Анна. Старшего сына в конце войны насильно призвали в немецкую армию, благодаря чему семья была спасена от преследований. После войны волей судьбы он оказался в Австралии, родителям больше не удалось встретиться с ним.
Рижский Праведник мира
Решение о присвоении Янису и Иоанне Липке звания Праведника мира было принято 28 июня 1966 года музеем Катастрофы «Яд ва Шем» в Иерусалиме. В 1977 году Липке был приглашен в Израиль для вручения документов, которое сопровождалось традиционной посадкой дерева на Аллее Праведников. Символично, что оно находится рядом с деревом, посвященным австрийцу Оскару Шиндлеру – Праведнику мира, спасавшему евреев в годы Холокоста.
Умер Янис Липке в мае 1987 года в Риге. Горожане помнят его имя. В 2005 году Рижский театр Русской драмы на основе документов и воспоминаний о Янисе Липке поставил спектакль «Один из вас». Автором сценария и режиссером стал Геннадий Тростянецкий.
4 июля 2007 года на улице Гоголя в Риге возле мемориала, находящегося на месте разрушенной Большой хоральной синагоги, был открыт памятник Янису Липке и всем спасителям евреев. Падающая стена символизирует нависшую над евреями угрозу уничтожения. Колонны с именами 270 латвийских спасителей удерживают эту стену. Портрет Яниса Липке находится на центральной колонне. Мемориал Яниса Липке часто бесплатно проводит экскурсии по городу, чтобы отметить те места на карте Риги, где отважные горожане прятали людей от смертельной опасности.
Музей Яниса Липке действует сейчас в Риге. Он создан группой единомышленников и построен на пожертвования. Оказавшись в этом городе, непременно посетите его. Музей находится на том участке, под которым в военные годы Липке устроил бункер и прятал евреев. Там сохранилось много свидетельств, документов, фотографий. Музей спроектирован как замкнутый темный коридор, ведущий от входных дверей до третьего этажа. Через световую шахту здесь можно заглянуть в бункер размером три на три метра – в таком же семья Липке прятала евреев под своим дровяным сараем. Крохотное помещение иногда одновременно вмещало по 8-12 человек. Из этого мрачного подвала начинался их путь к жизни.
На торжественном открытии музея сын спасенного Янисом Хаима Смолянского Борис отметил, что Янис Липке протянул руку помощи десяткам людей в самые трудные дни. Он передал в дар музею семейную реликвию – список Торы, который его отец сохранил в гетто, пришел с ним в убежище Липке и с ним покинул его. «У Липке во всем мире много детей, это дети спасенных им людей…» – сказал сын Хаима Смолянского. В этой фразе заключается главный смысл этой истории, ведь принадлежит она человеку, который по праву может считать себя сыном Яниса Липке.