22.11.2024
Люди
👀 36

Гарольд Принс – Самый успешный продюсер Бродвея

В последний день июля 2019 ушел из жизни легендарный продюсер, которому мир обязан появлением «Вестсайдской истории», «Скрипача на крыше», «Призрака оперы» и других бродвейских мюзиклов. Это не кто иной, как Гарольд Принс, родившийся в семействе немецких евреев. Случилось это в Нью-Йорке в январе 1928 года. Известно, что его усыновил второй муж матери Бланш Стерн, брокер фондовой биржи Милтон Принс.

Гарольд Принс - Самый успешный продюсер Бродвея

В последний день июля 2019 ушел из жизни легендарный продюсер, которому мир обязан появлением «Вестсайдской истории», «Скрипача на крыше», «Призрака оперы» и других бродвейских мюзиклов. Это не кто иной, как Гарольд Принс, родившийся в семействе немецких евреев. Случилось это в Нью-Йорке в январе 1928 года. Известно, что его усыновил второй муж матери Бланш Стерн, брокер фондовой биржи Милтон Принс.

Любовь к театру и начало карьеры

С детских лет, часто посещая с родителями театр, Гарольд не сомневался, что его судьба будет связана именно с ним. Восьмилетним мальчиком он увидел пьесу «Юлий Цезарь» и решил, что в будущем станет драматургом. Учась в Пенсильванском университете, юноша создал первые сценарии для радиоспектаклей. Одну из своих работ он отослал на конкурс, который объявил бродвейский режиссер и продюсер Джордж Эббот. Сценарий понравился, и вскоре Принса взяли в театр на должность помощника известного режиссера.

Гарольд Принс - Самый успешный продюсер Бродвея

Однако мобилизация в армию прервала хорошо начавшуюся театральную карьеру. Гарольд попал в западногерманский город Штутгард. В увольнительные он, как правило, отправлялся в ночной клуб, который находился в подвале разрушенной церкви. Конферансье, который развлекал гостей заведения, вряд ли догадывался, что через много лет он окажется героем мюзикла, а затем и киноленты под названием «Кабаре».

Военная служба завершилась, и Гарольд возвратился на тоже место и к тому же режиссеру. Известность, как будто ожидала Принса. Он стал сопродюсером мюзикла «Пижамная вечеринка», который признали лучшим творением данного жанра 1955 года. Вместе с Робертом Гриффитом продюсировал знаменитую «Вестсайдскую историю», сыгранную с ошеломляющим успехом на Бродвее 732 раза.

Театральная деятельность

Принса все больше привлекала самостоятельная работа. В 1962 он начал реализовывать собственные проекты. Поставил мюзикл «Семейное дело», выдержавший 65 показов и снятый со сцены, не просуществовав там и двух месяцев. Еще несколько спектаклей также не принесли успеха.

В сентябре 1964 состоялась премьера мюзикла «Скрипач на крыше», над которым Принс трудился совместно с хореографом Джеромом Роббинсом. Он готовился по мотивам произведений Шолом-Алейхема и имел рабочее наименование «Тевье и его дочери». Потом название сам продюсер изменил, запечатлев в нем знаменитую картину Марка Шагала. Работа над постановкой сопровождалась бурными обсуждениями до поздней ночи. Мюзикл имел огромный успех среди зрителей. В течение восьми лет «Скрипач на крыше» шел 3000 раз. Выдвинутый на премию «Тони» в десяти номинациях, он получил главные призы в девяти из них, включая категорию «Лучший продюсер».

Нельзя сказать, что все работы режиссера были удачными. Порой наступало отчаяние, и он подумывал о том, чтобы оставить театральную деятельность. Но сделать это, Гарольду было не суждено. В 1966 ему в руки попал сценарий по роману К. Ишервуда «Прощай, Берлин», действие которого происходило во времена правления нацистов. Тема взяла его за душу, и Принс принял решение работать над постановкой в качестве режиссера. В то время необычность мюзикла поразила зрителей, которые входили в зал и видели открытую сцену с огромным зеркалом, отражавшим их самих. Развитие сюжета происходило в виде диалогов с песнями, в которые вклинивались отдельные номера кабаре, создававшие атмосферу эпохи. Получилось поистине удивительное зрелище, увлекавшее публику. Успех этого мюзикла заставил Принса поверить в собственный талант и силы. Позже он признался, что именно «Кабаре» позволило ему понять, что и как необходимо делать на сцене. Талантливый мюзикл получил восемь наград «Тони», а первая режиссерская работа Принса была оценена статуэткой.

В течение двух последующих десятилетий (семидесятые и восьмидесятые годы минувшего столетия) Гарольд ухитрялся чередовать постановки мюзиклов и опер. С 1970-го он тесно сотрудничал с американским композитором, драматургом, поэтом Стивеном Сондхаймом. Практически десятилетие соавторы ставили пьесы («Компания», « Маленькая серенада» и другие), отмеченные впоследствии различными наградами. 1978 год ознаменовался представлением поп-оперы «Эвита», которую Принс поставил по просьбе Ллойда Уэббера. Это произведение знаменитый продюсер считал одним из своих наиболее значимых жизненных достижений. Будучи уже в преклонных летах, Принс признавался, что он при новой постановке этой поп-оперы не стал бы ничего менять. Выдающегося продюсера привлекала и классическая опера. В 1983 в его постановке шла в Венской опере «Турандот», главные партии в которой исполняли Хосе Каррерас и Эва Мартон.

А вот с мюзиклами в начале 1980-х дело не шло. После неудачи с проектом «Мы едем, едем, едем» Принс прекратил сотрудничество с Сондхаймом. Их совместная творческая деятельность возродилась только через два десятилетия, когда в 2003 мастера поставили музыкальную комедию «Кураж».

А тогда Гарольд принялся за новый мюзикл под названием «Кукольная жизнь», продолживший историю Норы Хелмер из «Кукольного дома» Г. Ибсена. Постановку зрители не восприняли. И пошла дальше череда неудач с другими проектами, в том числе мюзиклами «Роза», «Гринд», продержавшимся на сцене соответственно декаду и два месяца.

Гарольд Принс - Самый успешный продюсер Бродвея

Однако черная полоса жизни режиссера все же сменилась на белую. Ллойд Уэббер, который не мог забыть успеха «Эвиты», попросил Гарольда заняться постановкой мюзикла «Призрак оперы», сюжет которой был основан на одноименном произведении француза Гастона Леру. Успех постановки превзошел все ожидания. Ее премьера в 1986 в Вест-Энде и спустя два года на Бродвее стала настоящим культурным событием мирового уровня. Впоследствии данное шоу, получившее премии «Оливера» и «Тони», прошло в 30 странах, где в 150 городах его увидело порядка 150 миллионов зрителей. Международные кассовые сборы мюзикла превысили шесть миллиардов долларов. Да и сейчас «Призрак оперы» не перестает покорять сердца зрителей всего мира.

Принс и Уэббер, объединенные совместной работой над двумя суперхитами, стали настоящими друзьями. Когда Ллойд узнал о том, что Гарольд завершил свой земной путь, он назвал его коронованным властелином мюзиклов, их лучшим режиссером, а также чудесным человеком и мастером в области музыкальных постановок.

В 1990-е годы количество спектаклей, поставленных Принсом, снизилось. Публика негативно восприняла его последние работы, количество зрителей уменьшилось, поэтому получать финансы стало сложно. Правда, и здесь были определенные успехи. Мюзикл 1995 года «Плавучий театр» получил премию «Тони», которая стала двадцатой в творческом багаже режиссера.

Этот талантливый человек прожил долгую, насыщенную творчеством жизнь, в которой были невероятные взлеты и неудачи. Из 91 года 71 он отдал театру. Гарольд был счастлив в семейной жизни. Со своей супругой Джуди, дочкой композитора Сола Чаплина, он прожил 56 лет. Дети, Дейзи и Чарльз, стали достойными продолжателями рода Принсов. Они, как и отец, одержимы творчеством. Дочь работает театральным режиссером, а сын – дирижером.

Вне всякого сомнения, имя Гарольда Принса останется в истории музыкального театра XX ст. благодаря новаторским постановкам, изменившими лицо Бродвея и ставшими символом нетривиальной, высококачественной режиссуры.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *