На границе 19 и 20 веков, во времена зарождения идеи создания суверенного государства Израиль, в британской палате лордов спросили сторонников сионистского движения, почему они так упорно хотят поселиться в Палестине, когда вокруг столько других достойных земель.
В ответ парламентарии услышали: когда вы едете в другую страну, чтобы проведать свою мать, вы же не думаете, что сможете остаться дома только потому, что рядом столько других достойных женщин.
Этот ответ породил в Британии тысячи новых сторонников создания Израиля. И не только там. Удивительное дело, но среди тех, кто, рискуя здоровьем и жизнью, отправился в пустыню строить суверенное государство евреев, было и немало обычных русских крестьян.
Субботники
Их называли субботниками за то, что, по еврейскому обычаю, они воспевали субботы. Среди тех исконно русских, кто добровольно принял иудейство, были и такие знаменитые фамилии, как Матвеевы, Куракины, Евдокимовы.
Эти люди не просто создавали первые поселения на земле обетованной, но и записывались в первые вооруженные формирования нового государства, для защиты его суверенитета.
Нетрудно представить, с чем им приходилось сталкиваться тогда. Голое место, агрессия арабов, не желавших мириться ни с какими евреями. Постоянные вооруженные конфликты, малярия, другие болезни.
Первые русские евреи выдержали все это и выстояли. Но и их потомки прославились не меньше.
Осенью 1997 года Израиль содрогнулся от страшного известия. В тылу врага, на ливанском побережье, погибла группа спецназа морских десантников, руководимая легендарным подполковником Йосей Куракиным. Бойцы сражались до последней капли крови и выполнили свой офицерский долг. Все погибли.
Для людей несведущих немного странно было слышать в числе погибших еврейских героев такую русскую фамилию. Но ничего удивительного в этом нет. Ведь Йоси Куракин был как раз потомком тех первых русских субботников, отправившихся строить первую сионистскую алию.
Земля иудейская и русские
Давайте разберемся откуда есть пошла земля иудейская, и что на ней делали русские?
Идеологом создания первого еврейского государства был Теодор Гейцль. Но как случилось, что его идеи всецело захватили не только евреев, но и русских по крови?
В 1912 году сторонников иудаизма среди русских крестьян насчитывалось 100 тысяч человек. И это официальная статистика российской полиции.
Путешественник и исследователь Цви Кашдай, который исколесил весь юг Российской империи в конце 19 века, писал, что с изумлением нашел в Саратовской области целые поселения русских крестьян, которые добровольно, без всякого принуждения или убеждения, приняли иудаизм. И вот эта добровольность и осознанность поражала исследователя больше всего.
Естественно, что такие религиозные “вольности” в православном государстве воспринимались резко негативно. На рубеже веков в России было издано распоряжение считать общины субботников вне закона.
На протяжении всего своего существования в России русские иудеи подвергались гонениям, притеснениям, унижениям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что русские субботники первыми откликнулись на призывы отправляться в Палестину, чтобы строить там первое государство для евреев.
Предок Йоси Куракина, крестьянин Астраханской губернии Агафон Куракин, был как раз в числе тех первых смельчаков, осваивавших алию.
Вначале Агафон решил официально, в соответствии с обрядом, перейти в иудаизм. Для этого, взяв с собой жену и двенадцать детей, Куракин поехал в Вильно (он же Вильнюс), который считался признанным центром сионизма, для того чтобы учиться там основам религии.
После гиюра (обряд перехода в еврейство), его нарекли новым именем – Авраамом, и с этим именем в 1898 году он отправился в Святую землю.
От сохи до винтовки
От отца к сыну в пяти поколениях подряд передавали Куракины мужество, храбрость и неимоверную преданность своему народу и своему государству. Их судьба складывалась на израильской земле так же, как и судьбы сотен тысяч таких же, как они, первых поселенцев. И никто бы не вспоминал сегодня этот славный род, если бы не цепочка беспрецедентных подвигов, совершенных мужской частью этой славной фамилии.
В 1901 году Авраам Куракин получил свой первый земельный надел. Что это была за земля? Да пепел это был! Кусок выжженной пустоши, которая столетиями никем не обрабатывалась. Пахать ее – был ад, но еще сложнее было защитить первый колоски, пробивающиеся сквозь песочный грунт. А еще – защитить свою жизнь и жизни своих детей от бесконечных нападок арабов.
Евреям ничего другого не оставалось, как организовывать военизированные отряда самообороны. Одним из первых таких отрядов стал Ха-Шомер, что в переводе означает “Страж”. Вот в этот отряд и записался один из сыновей Авраама Куракина, Ицхак.
По стопам отца пошел и сын Ицхака, Реувен. Он погиб во время одной из схваток с арабами.
Еще один потомок Авраама, Менахем Куракин, не думал о военной карьере. Он занимался с самых ранних детских лет тяжелым крестьянским трудом на ферме своих родителей. Но так сложились обстоятельства, что уже в 15 лет он резко изменил свое решение и поступил в еврейскую подпольную армию “Хагана”.
Прослужив там некоторое время и неплохо показав себя, он был направлен на переподготовку для службы в подразделении морских коммандос.
Во время Второй мировой войны британское правительство договорилось с «Хаганой» о совместных спецоперациях против нацистов. И юный Менахем Куракин был включен в состав группы из 23 еврейских и британских спецназовцев. Их задачей стала цель – штаб пронацистского режима Виши в Ливане. В январе 1941 года корабль с коммандос на борту выдвинулся на Триполи. Но задание выполнить не удалось. Все 23 человека, включая и Менахема Куракина, погибли в неравном бою.
Уже после Второй мировой, в 1948 году, сражаясь за суверенитет Израиля, во время прорыва блокады Иерусалима погиб еще один представитель рода Куракиных в Израиле, 18-летний юноша Рафи Коэн.
18-летний Авраам Авигдоров, названный в честь своего прадеда Авраама Куракина, также погиб в 1948 году, сражаясь за независимость Израиля. Авраам остался без отца, когда ему было 6 лет. Отец погиб в схватке с арабами. Мама Авраама отдала его в сельскохозяйственную школу, однако земледелие не впечатлило молодого человека. И уже в 16 лет вместе со своими однокашниками он вступил в ударную роту “Пальмах”.
17 марта 1948 года Авраам Авигдоров совершил подвиг, навсегда став частью истории государства Израиль. Совершая акт самопожертвования, он уничтожил конвой, который вез оружие из Ливана арабам в Палестину. Каким-то чудом Авраам сумел выжить после трехнедельной комы, когда врачи уже потеряли надежду на спасение. За совершенный подвиг страна наградила Авигдорова званием Героя Израиля. Всего 12 солдат получили столь высокое звание. Тем приятнее, что один из награжденных – русский иудей.
Следующим представителем героического рода Куракиных стал Арье Куракин – командир морских коммандос. Арье – это уже четвертое поколение первооснователей. Его сын, Йоси, с которого мы и начали рассказ о легендарной семье, соответственно, – пятое колено.
Йоси родился в 1964 году. Он рос на примере отца, который всегда демонстрировал сыну, что такое – настоящая офицерская честь. Не удивительно, что когда Йоси подрос, вопрос выбора профессии перед ним вообще не стоял.
Йоси рос спортивным мальчиком, занимался самыми разными видами спорта. Юный Куракин с детства готовил себя к военной службе.
В 10 классе он окончил курсы боевых пловцов, а уже в 1983 годом был призван на срочную службу. Никто, естественно, не удивился, что парень пошел по стопам отца и сразу же попал в морские коммандос.
Йоси Куракин прошел все ступени карьерной лестницы. Вначале закончил офицерские курсы, затем возглавил взвод, роту морского спецназа. В 1995 году ему присвоили звание подполковника и доверили командование подразделением морских коммандос.
Со своими побратимами Куракин не раз ходил в бой и побеждал. Но только не в этот раз. В 1997 году на территории Ливии он погиб, выполняя боевое задание.
Около тысяч человек – потомков легендарного для Израиля русского рода Куракиных – и сегодня живут на Святой земле. Страна чтит своих героев. Как признание великих заслуг Куракиных перед Израилем, в 2003 году, во время празднования 55-го дня рождения со дня образования государства, почетное право зажечь символический факел на горе имени Герцля доверили не кому-нибудь, а восьмилетнему сыну Йоси Куракина, Нево.
“Русский след”
Но род Куракиных, конечно, не единственный, который ведет отсчет от известных русских фамилий. Например, начальник Генштаба израильской армии в 1978–1983 гг. генерал Рафаэль Эйтан вел свою родословную от крестьян Орловых.
Глеб Баевский, русский морской офицер, представитель старинной дворянской фамилии, стал основателем военно-морского флота Израиля.
Известная израильская поэтесса Элишева также оказалась российского происхождения. По рождению она Лиза Жиркова. Писать стихи на иврите начала еще у себя на родине, в Москве, позже эмигрировала в Израиль.
И таких примеров – сотни и тысячи.