Свои ранние стихи Самуил Яковлевич скрывал тщательно, как и свое происхождение. Он был не просто евреем, а, как выяснилось позже, потомком толкователей иудейских святых текстов.
Известный критик Владимир Стасов, тогда еще молодому Маршаку посоветовал развивать в своем творчестве еврейскую тему.
Но обстоятельства были не в пользу автора. Маршаку приходилось скрывать свой первый сборник «Сиониды» и цикл «Палестина», которые он привез с собой из длительного путешествия в Эрец Исраэль. Его переполняла искренняя любовь к Святой Земле, и невозможность высказаться открыто порой не давала работать.
Сионистские тексты доставили немало неприятностей своему автору, когда выплыли в период борьбы с космополитизмом.
Кто-то распустил слухи, что в безобидных детских стихах Самуила Маршака зашифрованы каббалистические учения. Сплетни переросли в спортивный интерес, что даже некоторые интеллектуалы стали искать связь в стихах поэта с каббалой. Юрий Тынянов, известный писатель и большой эрудит того времени, обнаружил в одном из стихотворений Маршака строки из Талмуда. Это стихотворение начинается со слов: «Что мы сажаем, сажая леса?» – а дальше рассказ, что можно сделать из деревьев. Так говорили маламеды традиционного хедера.
Действительно, Самуил Яковлевич читал и уважал Талмуд, но никаким образом не пытался никого учить иудейским традициям через детские стихи. Скорее всего, это случилось неосознанно.
Самуил Маршак «Праздник леса»
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи —
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль —
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья —
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, —
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.