Древние книги говорят, что Авраам был свободным и хорошо обеспеченным человеком. Но как получилось, что спустя некоторое время его потомки вдруг очутились в египетском рабстве, понимают немногие. Однако все эти события происходили, следуя определенной логической цепочке.
Несмотря на значительный промежуток между нынешним временем и происходившими в древности событиями, авторитетные исследователи еврейской истории утверждают, что жизнь Авраама приходилась на период расцвета группы кочевых племен хапиру. Подтверждением тому являются документальные свидетельства, обнаруженные при изучении древних артефактов, найденных учеными на территории различных ближневосточных государств.
Согласно современным расчетам, данные события происходили в XVIII-XV веках до н.э. В Книге Бытия о них довольно подробно рассказывается. Примерно в XVII веке до н. э. власть в египетском царстве перешла из рук местных правителей к представителям пришлого народа гиксосов. Сейчас уже невозможно точно установить местность, из которой они пришли в Египет. Однако учитывая, что фараоны из их династической линии именовались «царями-пастухами», можно предположить, что это был кочевой народ, обитавший где-то в сирийских степях. Будучи кочевниками, они ради дополнительной выгоды регулярно совершали рейды на египетские земли.
Угроза от таких разбойников для Египта была настолько значительной, что ради своей защиты египтяне практически через весь Суэцкий перешеек протянули каменную стену. Однако даже она не помогла. Когда в какой-то момент центральная власть в стране ослабла, гиксосы сумели даже свергнуть туземного правителя и посадить на место фараона своего человека. Понятно, что смена власти отметилась проявлениями дикого варварства, но после стабилизации ситуации гиксосовсие правители стали мало чем отличаться от своих египетских предшественников. Очень скоро им понадобились грамотные люди, и вот здесь-то и появился правнук Авраама Иосиф.
Книга Бытия гласит, что он появился в Египте при фараоне Апапи II. Такое в мировой истории случается крайне нечасто, когда малоизвестный человек из низов на государственном поприще начинает делать стремительную карьеру. Однако фараон пастушеской династии имел свою точку зрения на власть. Будучи в Египте пришлым человеком, он старался всецело поддерживать и продвигать по служебной лестнице представителей иноземного происхождения. По всей видимости, Иосиф оказался очень грамотным царедворцем, потому что спустя некоторое время он стал при фараоне первым министром, фактически заняв место главного правителя страны, оставив за фараоном только номинальную власть.
Вслед за Иосифом в Египте появился и его отец Иаков со всем остальным многочисленным семейством (всего 67 человек). Апапи II, благоволивший к инородцам, желая видеть в их лице в случае необходимости верных союзников, предложил еврейским переселенцам земли в одном из богатейших районов страны – регионе Гесем. Освоившись на новых территориях, еврейская диаспора начала усиленно размножаться, причем такими темпами, что это стало раздражать местное население. Рано или поздно это должно было вылиться в конфликт, и он действительно произошел.
В Фивах зародилось движение, направленное против гиксосов. Двинувшись около 1550 года до н.э. в столицу, коренные египтяне изгнали потомков пришлых кочевников, усадив на трон представителей собственной XVII-й династии. Для иудеев это стало переломным моментом, ведь новые правители при полной поддержке коренного населения начали отменять все вольности и привилегии еврейской диаспоры. По отношению к евреям начала устанавливаться система угнетения, при которой они постепенно низводились до уровня рабов. Иудеев стали привлекать к самым непрестижным и опасным работам, в которых коренные египтяне предпочитали не принимать участия: в каменоломнях, на рытье каналов, перекачке воды из Нила в оросительные системы, изготовлении кирпичей и извести для строек.
Видя, что даже столь драконовские меры не приносят должного результата, и евреи в Египте продолжают жить и увеличивать свою численность, очередной фараон издал новое еще более бесчеловечное повеление: убивать всех родившихся в еврейских семьях мальчиков. По своей сути, данный закон мало чем отличался от более близких по времени законов периода Холокоста. И к глухому ропоту работавших до изнурения еврейских мужчин добавились стенания и плач еврейских женщин, у которых отбирали их собственных детей. Но именно в этот момент Всевышний дал евреям Моисея, указавшего путь народу Израиля к свободе.