Вряд ли в мире найдется еще один народ, с которым бы евреи воевали так долго, как с филистимлянами. Лишь приход на Ближний Восток гораздо более могущественных правителей смог остановить это противостояние. Кто же они такие, филистимляне, и как появились на Земле Обетованной?
Главной версией современных ученых является предположение, что филистимляне переселились на Ближний Восток с острова Крит. По крайней мере, их керамические изделия и изделия мастеров ритско-микенской культуры очень похожи. Кроме того, на обнаруженных в древнем Азоте (ныне Ашдод) печатях находятся надписи, сделанные линейным письмом, который использовался в критско-микенской культуре периода бронзового века. Дополнительным указанием на остров Крит служат египетские тексты, называвшие этот остров «землей Кефто», а в Библии филистимляне упоминаются как кафториты, то есть выходцы из страны Кафтор.
Появление новых методов идентификации, а именно практики генетических исследований, позволило расширить границы территории, откуда вышли филистимляне. Почти половина их действительно является выходцами из Крита. Но остальные являлись жителями не только Восточного Средиземноморья, но, по большому счету, всей южной части Европы вплоть до Иберийского полуострова. Только в этой логической цепочке совершенно нелогично вклинивается один факт. Во всех данных регионах не могли обрабатывать железо, а этот народ умел это делать. Из-за этого ряд ученых считают их потомками пеласгов, попавших в Южную Европу через северную Анатолию, где, предположительно, и зародилась технология производства чистого железа.
Что было после того, как филистимляне «освоили» Крит, известно. Получив в руки более совершенное оружие, а вместе с ним и новую тактику ведения боя, они начали атаковать богатое средиземноморское побережье Египта. Собственно, за это народность и получила свое название. Филистимляне – это искаженное древнееврейское слово «плиштим», означающее «те, кто вторгается». Существовало и еще одно название – «народ моря», которое было присвоено за то, что они всегда приходили со стороны моря и, ограбив прибрежные египетские города, туда же исчезали.
Но сколь бы долго веревочке ни виться, конец ей наступит. Так и в Египте нашлись правители, сумевшие дать отпор «народам моря». После двух крупных поражений, от фараона Мернептаха и от Рамзеса III, филистимлянам не оставалось ничего другого, как найти для себя какой-нибудь спокойный регион, где и создать собственное государство. Отступив от Египта, они пришли в Ханаан, где захватили узкую прибрежную полосу с четырьмя ханаанскими городами: Ашдодом, Ашкелоном, Газой и Гатом. После создания еще одного, уже собственного населенного пункта Экрона, образовали коалицию городов-государств Пентаполис (Пятиградие).
Пентаполис не был государством в привычном для нас виде. Каждым из городов управляли независимые князья-серены, которые в случае необходимости объединяли силы. На раннем этапе центром Пятиградья был Газа, а потом функции главного города стал исполнять Ашдод. Высокий уровень технологий позволял филистимлянам иметь прочную экономическую основу. Главным собственным продуктом было железо и изделия из него, как военного, так и гражданского предназначения. Кроме того, Пятиградье, населенное отличными мореходами, вело активную торговлю, став центром перевалки европейских товаров в Азию, а азиатских – в Европу.
Примечательно, что филистимляне и евреи пришли в Ханаан почти одновременно, и это не могло не сказаться на их отношениях. Практически все время своего сосуществования эти два народа противостояли один другому. Каждый из них был настроен крайне решительно по отношению к другой стороне, и это не могло не сказаться на результатах сражений. Войны между народами были частыми и кровопролитными. А причин для противостояния было несколько.
Первая – различия в верованиях. Если евреи практиковали единобожие, то «народ моря» были язычниками, применявшими в своих обрядах кровожадные ритуалы, доходящие вплоть до человеческих жертвоприношений. Вторая – территориальный спор. Филистимляне начали создавать свое государство на Земле Обетованной, то есть, присвоили себе часть территорий, обещанных Богом иудеям. Понятно, что для евреев это было постоянным раздражающим фактором. Третья причина состояла в том, что филистимляне, гранича с территорией колена Вениамина, постоянно терроризировали ее жителей. Остальным евреям не оставалось ничего другого, как защищать единоверцев и собратьев.
Такое упорное противостояние продолжалось несколько веков. Столетняя война между Францией и Англией, истощившая силы средневековых европейских государств, по сравнению с этим противостоянием может считаться просто кратковременной ссорой двух соседних народов. Знаменитый бой между Давидом и Голиафом был событием всего лишь одной из войн между этими народами. Но что интересно, между временами противостояний существовали периоды вполне мирного взаимодействия. Тот же Давид сумел занять трон Израиля не без помощи филистимлян.
Конец многовековому противостоянию, а заодно и существованию филистимлян как самостоятельного народа положил приход в регион внешних сил. Пережив вторжение в край ассирийцев, спустя пару столетий они не смогли устоять против армии вавилонского царя Навуходоносора. Значительное число филистимлян, как и евреев, было изгнано из своих городов, но все же кое-какая часть общества еще оставалась жить на месте. Но когда в регион пришел Александр Македонский, филистимляне как нация быстро ассимилировались. Они эллинизировались, и навсегда исчезли как самостоятельный народ.