В истории многих государств и народов существуют случаи, когда далеко не всегда сила в противостоянии становилась решающим фактором. Не обошла стороной данная ситуация и народ Израиля. Мало того, у евреев произошел, пожалуй, наиболее показательный случай. Это всем известный бой еврейского юноши Давида и филистимлянина Голиафа.
Краткая предыстория
После того как евреи осели в Ханаане, поделив его земли между 12 коленами, им пришлось регулярно отстаивать свое право на данные территории. Пользуясь тем, что единого еврейского государства некоторое время еще не существовало, прихватить себе толику богатств с чужого стола находилось немало охотников. Практически все народы, окружавшие земли Израиля, хотя бы однажды пытались идти войной против евреев. И всех их приходилось «вразумлять» силой оружия.
Пожалуй, наиболее сильным и постоянным врагом иудеев стали филистимляне, которых можно сравнить с викингами, только действовавших в античный период и на Средиземноморье. Впервые они появились еще в тот период, когда евреи жили в Египте. За то, что отряды филистимлян всегда нападали на страны со стороны моря, получили прозвище «народов моря». Они могли строить корабли, умели обрабатывать железо, изготавливать отличные доспехи и вооружение.
К моменту Исхода евреев из Египетского рабства филистимляне уже несколько десятилетий имели в Ханаане свою территорию. Овладев пятью городами, они организовали из них союзное государство, откуда постоянно совершали набеги на своих соседей. Евреям после появления в Ханаане пришлось испытать немало неприятных моментов от подобного соседства. Их войны с филистимлянами вспыхивали с завидным постоянством, и далеко были победоносными. Так продолжалось в течение 350 лет.
Ситуация в Израиле
Как уже говорилось, некоторое время в стране не было единого руководства. Наделы, выделенные коленам Израиля, управлялись собственными лидерами, наставниками и идеологами которых стали, так называемые, судьи, поэтому данный период именуется Эпохой судей. Но такая разрозненность мешала отражать нападения внешних врагов. Первосвященник Самуил, ставший последним из судей, пришел к выводу, что только единоличный правитель, руководящий единым государством, сможет изменить сложившуюся ситуацию.
Выбор Самуила пал на сына простого земледельца Саула, выходца из колена Биньямина, который действительно смог объединить народ Израиля. Под его руководством евреи смогли отразить несколько нападений вражеских войск. Однако вскоре выяснилось, что Саул не полностью соответствовал тем идеалам царя, которые представлял себе Самуил. И тогда первосвященник стал подыскивать ему замену. Как это часто бывает, подсказка пришла с неба: голос Божий указал Самуилу на неизвестного сына пастуха Давида из колена Иуды, который жил в Вифлееме.
Молодой человек был тайно помазан на царство, но до поры ему было приказано не выдавать своего статуса. Случилось так, что у Саула выявилась душевная болезнь. Царь впал в меланхолию, и только музыка на какое-то время отвлекала властелина от переживаний. Так как Давид неплохо играл на арфе, по требованию Самуила он отправился в столицу и был введен в царское окружение в качестве музыканта. Возможно, случая стать на царство Давиду пришлось бы ожидать еще долго, но в ситуацию вмешались внешние силы.
Подвиг юного музыканта
Филистимляне, собрав значительные силы, двинулись походом на Израиль. Израильтяне вышли врагам навстречу, и остановили неприятеля. Судьбу страны могло решить генеральное сражение, однако ни одна из сторон не решалась наступать. Со времен античности, и вплоть до конца Средних веков в ряде случаев вместо битвы армий назначался поединок сильнейших воинов. С каждой противоборствующей стороны выбирался лучший боец, и в ходе их поединка решался исход битвы.
Филистимляне выставили своего бойца. Им оказался, без малого, трехметровый гигант Голиаф, обладающий огромной силой, и весьма искусно владеющий оружием. Дополняли возможности воина почти 60-килограммовые доспехи, практически полностью укрывавшие тело Голиафа от поражения чужим оружием. К сожалению, со стороны евреев воина подобного уровня не нашлось. Пауза в войне затянулась.
Ежедневно противоборствующие стороны выходили в поле, строили боевые порядки и стояли. Вперед выходил Голиаф и вызывал еврейского воина на поединок. Но так как к нему никто не выходил, то гигант, бросив вызов, ходил вдоль рядов израильтян и сыпал насмешками в их сторону, объявляя их трусами. Ситуацию надо было как-то решать, и тогда Саул объявил, что тот воин, который победит Голиафа, получит в жены царскую дочь. Но даже столь серьезное предложение не вдохновило на подвиг еврейских бойцов.
Случилось так, что однажды в армию приехал Давид. Юный музыкант отправился туда, чтобы повидаться со своими братьями, мобилизованными на войну. Тогда он и стал свидетелем позорного для евреев приглашения на поединок. Юноша возмутился и решил принять вызов врага. Обрадованный царь предложил смельчаку оружие и доспехи, но тот отказался их брать. Подобные вещи ему, музыканту и сыну пастуха, в бою против хорошо подготовленного и сильного воина стали бы просто обузой. Здесь требовались не сила, а ум. Его-то юный смельчак и решил использовать.
На поединок он вышел, облаченный в обыкновенную одежду. Из всего того что могло считаться оружием, Давид захватил только пращу, запуская камни из которой, он гонял волков в то время, когда помогал пасти овец. Но зато этим метательным оружием он владел великолепно. Кроме того, с ним Давиду не требовалось приближаться к хорошо подготовленному противнику.
Голиаф, дивленный появлением столь необычного персонажа, прокричал Давиду: «Что ты вышел против меня с палкой, будто собаку отгонять?». Увы, это были последние слова в жизни гиганта. Давид ответил ему, что идет он на отлично вооруженного воина, взяв в виде оружия лишь имя Бога, и сейчас с помощью Всевышнего он убьет врага, поносившего Божье имя. После такой короткой речи Давид вложил в пращу камень и запустил его в Голиафа.
Возможно, будь филистимлянин менее массивным и более проворным, он смог бы увернуться от камня. Но закованный в медную броню Голиаф мог только упорно двигаться вперед, круша все вокруг себя. В данном же случае это сыграло с ним злую шутку. Умелый пращник Давид настолько точно запустил «снаряд», что тот попал в единственное незащищенное доспехами место великана – в лоб. Увесистый камень с такой силой ударил врага, что тот моментально потерял сознание и упал на землю. Давид тут же бросился к поверженному врагу, взял выпавший из руки Голиафа меч и отсек ему голову.
Давид и Голиаф. Скульптор Андреа Верроккьо (15 в.) Иерусалим. Исторический музей “Башня Давида”. Фотография: Михаил Драйшпиц.
Последствия боя
Исход битвы был решен. Филистимляне отступили, а Саулу не оставалось ничего другого, как выдать за героя свою младшую дочь Мелхолу, тем самым введя Давида в круг наследников престола. Потом царь, конечно же, пытался ликвидировать опасного соперника, но все его стремления убить его оказались тщетными. Позже Давид стал царем Израиля, перенес столицу в Иерусалим, в котором его наследник Соломон выстроил Первый Храм. А далеким потомком легендарного царя-героя через сотни лет стал Иисус Христос.