Пожалуй, наиболее запутанной из библейских историй в плане привязки к местности является рассказ о чудесном спасении праведника Ноя со своей семьей во время Всемирного Потопа. Учитывая значительное время, отделяющее современных людей от момента происхождения библейской истории.
Пожалуй, наиболее запутанной из библейских историй в плане привязки к местности является рассказ о чудесном спасении праведника Ноя со своей семьей во время Всемирного Потопа. Учитывая значительное время, отделяющее современных людей от момента происхождения библейской истории, за которое родились и исчезли десятки государств, а также кардинально поменялись языки, подтвердить или опровергнуть существование данного события крайне сложно.
Классическое толкование
Спустя определенное время после грехопадения Адама и Евы и высылки их из Рая на Землю, люди расселились по всей ее территории. Однако в большинстве своем они вели совершенно неправедную жизнь: творили злые дела, не чтили Господа. За это Всевышний решил покарать их, сохранив жизнь лишь одному оставшемуся праведнику Ною, а также членам его семьи. Обратившись к нему, Господь повелел соорудить ковчег (в данном случае – корабль) и в нужный момент перебраться в него, взяв с собой жену, троих своих сыновей и их жен, а также по паре избранных животных.
Кем был сам Ной, современным толкователям Библии неизвестно. Есть лишь некоторые, сильно разнящиеся между собой, цифры. По масоретскому тексту, он родился в 1056 году от Сотворения мира. Септуагинта сдвигает эту дату более чем на 600 лет. По ее тексту Ной появился на свет в 1663. Прожил он 950 лет, что характерно для допотопных патриархов. Он стал отцом трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Все описываемые в Библии события произошли, когда Ной был в самом расцвете сил, то есть в возрасте 500-600 лет.
Когда Господь повелел Ною построить ковчег, ему было 500 лет от роду. Получив необходимые инструкции, он немедленно занялся строительством, на что потребовалось целых 100 лет. Собственно, это неудивительно, ведь соорудить объект подобного уровня одному человеку, используя технологии того периода, за короткое время невозможно в принципе. А размеры ковчега даже по современным меркам впечатляющие. Согласно тому, что сказано в Библии, длина данного объекта должна была составить 300, ширина – 50, а высота – 30 локтей. Переведя на современные меры длины, получится корабль, сопоставимый по размерам с эскадренным миноносцем времен Второй мировой войны.
После окончания строительства ковчега в него были занесены запас продуктов, необходимый, чтобы продержаться в уединении не менее года, заведены избранные животные (самец и самка) с кормом для них. Когда все было готово, по воле Господа, начался Великий Потоп. Десятки дней и ночей поверхность Земли заливали дожди. За это время вода поднялась настолько высоко, что под ней оказались даже вершины самых высоких гор. Это убило всех людей, а также животных, птиц и пресмыкающихся, дышащих воздухом. Остались на ковчеге только Ной с близкими ему людьми, а также выбранные праведником животные и птицы.
После того как вода схлынула, ковчег оказался в районе Араратских гор. Именно здесь Ной пристал к берегу, вышел на сушу сам и выпустил всю живность, бывшую на его корабле. И уже его потомство стало родоначальником возрожденного человечества, в том числе и евреев. Этот праведник в их среде известен как Ноах. Почитается он и в исламе, где числится в качестве Нуха – первого из пяти великих пророков и посланников Аллаха.
Поиски Ноева ковчега
Подтверждение истории, описанной в Библии, люди искали уже давно. Еще с начала IV века в район горы Арарат осуществлялись экспедиции, чтобы найти место, к которому после схода воды пристал ковчег Ноя. Идеально было бы найти и остатки самого библейского корабля, ведь праведник просто оставил его на поверхности. И хотя в средневековой Армении данная практика осуждалась, ведь гора Арарат для них и сейчас считается святой, такие попытки осуществляли даже представители Армянской Апостольской Церкви. В частности, Акоп Мцбнеци, истово желая найти ковчег, ради этого совершил ряд восхождений на Арарат. Однако поиски его оказывались безуспешными. В конце концов, во время последнего похода к Акопу во сне явился ангел, попросивший прекратить искания, взамен предложив часть обшивки корабля. Сейчас данный фрагмент ковчега хранится в Эчмиадзинском соборе, а на том месте, где он был найден, возведен монастырь Святого Акопа.
Особенно активными стали поиски ковчега с появлением новых технических средств. Фотография, авиация, а потом и космическая техника позволили намного упростить поиски. Время от времени в СМИ стала появляться информация, что некий искатель окончательно нашел последнюю стоянку Ноева ковчега. В частности, много шума наделал мало кому поначалу известный анестезиолог из США Рон Уайетт. Найдя фотографии окрестностей стратовулкана Тендюрек, сделанные капитаном турецкой армии Ильхамом Дюрупинаром, на которых был изображен силуэт, напоминающий остатки некоего судна, он немедленно предположил, что это ковчег Ноя, и отправился на его поиски. Они оказались удачными. Место, изображенное на фотографиях, Рон нашел. Правда, то, что ему казалось остатками ковчега, таковым вовсе не являлось. Однако это вовсе не смутило исследователя, и он до конца своих дней оставался уверенным в собственной правоте.
Еще одну сенсацию около полувека назад озвучили французские археологи. На горе Арарат, на высоте 4 км они нашли некие деревянные детали. Правда, и эта сенсация оказалась недолгой. Детали, конечно, были старыми ( порядка 800 годов до н. э.), однако не настолько древними, чтобы быть частями ковчега Ноя.
В 1995 прогремела новая сенсация, на этот раз связанная с рассекреченными ЦРУ старыми фотографиями горы Арарат. На них была хорошо заметна некая продолговатая темная масса длиной в 140 метров. Но и здесь геологи отвергли предположение о корпусе ковчега, предположив, что это был либо подтаявший снег, либо же простая игра света и тени, давшая такой эффект при низком качестве изображения.
Сейчас существуют даже видеосъемки, якобы, сделанные внутри найденного ковчега. Однако современные возможности техники позволяют сделать вполне реалистичные кадры даже путешествия внутри действующего вулкана. Так что они также не могут быть подтверждением искомого объекта.
Зато находки историков и археологов показывают, что история с Ноем и его ковчегом может быть простым пересказом историй, описанных в «Эпосе о Гильгамеше». Эти истории, запечатленные на клинописных табличках и найденные во время раскопок библиотеки в Ниневии, были расшифрованы в конце XIX века одним из сотрудников Британского музея. Но даже у Гильгамеша был более древний прототип. Им оказался шумерский герой Атрахасис, который также спасался от потопа на построенном собственными руками корабле.
Впрочем, история Ноева ковчега продолжает будоражить умы теологов, историков и просто любителей приключений. Вполне вероятно, что еще не единожды прозвучит информация, как кто-нибудь, забредя куда-нибудь, найдет нечто, похожее на остатки корабля Ноя.