Не является секретом, что еврейская нация входит в число наиболее предприимчивых. Взяв навскидку любое столетие из можно заметить, что там было несколько знаменитых евреев, прославивших свое имя в сфере науки, бизнеса или искусства. Кто не знает семейство Ротшильдов, Марка Цукерберга, Зино Давидоффа, Сергея Брина, Джорджа Сороса и многих других? В настоящее время данная ситуация стала еще более заметной: из первой двадцатки самых состоятельных американцев 12 являются евреями.
Каждый 5 нобелевский лауреат – еврей, а Израиль, возрожденный среди пустынных песков, находящийся десятилетиями в окружении врагов, давно превратился в государство стартапов, и твердо вошел в число стран, обладающих высокими технологиями и ведущих инновационную политику.
Если взять такое понятие, как плотность нобелевских лауреатов относительно количества граждан определенной национальности, то выяснится, что у евреев этот показатель самый высокий: 1 к 100 тысячам. У остальных гораздо скромнее. Поэтому неудивительно, что уровень науки в Израиле и образованности его граждан одни из самых высоких в мире, а качество медицинского обслуживания (кстати, 27% Нобелевских лауреатов по медицине евреи) уже давно стало примером для других стран. Качественные показатели медиков превышают только финансисты. Они получили 39% премий. Столь высокая грамотность позволяет представителям данной нации создавать всевозможные гаджеты и девайсы, которых еще не было в мире.
Добиться столь престижного места в мировой иерархии еврейскому народу помогли несколько факторов, которые он воспитывал в себе тысячелетиями. В их числе – нетрадиционный подход к решению возникающих проблем, новаторство и инициативность. Понимающие смысл ситуации работодатели специально принимают на работу евреев, зная, что эти уверенные в себе эмоционально гибкие люди способны к постоянному обновлению, им под силу решение самых сложных задач.
Однако это технологическое новаторство возникло не на пустом месте. К нему евреи шли на протяжении всего своего существования. Еще праотца нации иногда именовали, как Авраам ха-Иври, что в дословном переводе звучит как «перешедший Авраам». За несколько тысячелетий до нас этот человек не боялся мыслить наперекор распространенному мнению, выступал против существующего миропорядка. Переняв в наследство его характер, потомки Авраама, решая возникающие проблемы, стараются не идти хорошо «накатанной» дорогой, а находят собственный оригинальный путь. И весьма часто их решение является наиболее оптимальным.
Но будет ошибкой считать, что креативность мышления передалась евреям с ДНК Авраама. Ее взращивала длительная культурная подготовка, позволившая выработать соответствующий менталитет. И культура эта воспитывалась не только на банальном изучении современных наук. Огромную роль здесь сыграло изучение своих корней по библейским источникам. Благодаря древним книгам евреи получили фундаментальные принципы существования, на основе которых выработалось определенное мировоззрение, жизненный подход и соответствующий менталитет. И только на основе этой базы у них появилось стремление к обновлению, переросшее в креативность мышления, которое и позволило продолжить реализовать заложенный в нации потенциал.
Библия (Танах) гласит, что человек создавался в единственном экземпляре. И даже старания одного представителя позволяют кардинально изменить существующий мир. Иудаизм всячески поддерживает этот посыл. Он вселяет веру в способность каждого отдельного индивидуума преодолеть все границы и барьеры ради кардинальных изменений в жизни, как своей, так и окружающего общества. Представляя собой, по сути, отдельную вселенную, благодаря индивидуальному развитию человек может оказывать влияние на мир вокруг себя. Правда, процесс этот крайне трудоемкий. Он не тождествен набору стандартных технических навыков. Здесь следует научиться преодолевать психологические барьеры и естественные склонности, в частности, инерцию мышления практически везде, начиная от неурядиц в семейной жизни до поля боя. Замечено, что если человек начинает вспоминать о креативности лишь тогда, когда перед ним возникает некая конкретная задача либо внезапно возникшая угроза, то у него мало шансов осуществить творческий подход к делу.
Для евреев опора на учебу фактически стала важнейшей ценностью. Представителю данной национальности мало прочесть и понять текст. Ему требуется углубленный анализ изучаемой темы, понимание многослойности предмета. Из любой конкретной истории ученик должен вычленить основную мысль, чтобы понять суть происходящего действа. И только тогда он сможет совершить интеллектуальный прорыв в понимании проблемы. А после того как будет найдена связь между противоположными явлениями, отыщется и решение самого неординарного вопроса, насколько бы сложным он не казался поначалу.
Еще одним важным фактором креативности является умение выживать в моменты самых тяжелых кризисов. Вся еврейская история буквально напичкана случаями, когда данная нация находилась на грани фактического исчезновения. Однако это не привело к ее исчезновению или ассимиляции с другими народностями. Большинство евреев уверены, что у него есть особая миссия в существующем мире. Поэтому он не боится трудностей, не пасует перед ними. Наоборот. В любом вызове, в любых испытаниях он находит позитивный опыт. Мало того, он понимает, что и у остальных его собратьев есть своя миссия в этом мире.
И в каком бы месте ни находился человек, какими бы ни были его личные интересы, он должен выполнить свою функцию, исключив понятие капитуляции перед беспощадной реальностью. Подобное осознание всегда было главным движителем еврейского существования, становясь причиной интенсификации поисков и действий, толчком к преодолению трудностей и препятствий.
И если у отдельных представителей еврейского населения понимания собственного предназначения в силу каких-либо причин не наблюдалось, то только по той причине, что он мог не заметить своего истинного пути к исполнению миссии. В тех же случаях, когда цель ясна, человек реализовывал свой потенциал и буквально прорывал границы реальности.