Евреи издревле селились в регионах, прилегающих к Средиземному морю. Для них оно было дорогой в другие страны, кормильцем, а зачастую, и спасителем. Одним из таких мест, где иудеи спасались от преследования, был остров Джерба. В настоящее время он принадлежит Тунису и является пристанищем для старейшей еврейской общины, которая вот уже многие столетия живет в относительном мире с мусульманами.
Все существование евреев на острове Джерба связано с мифами. Первый из них рассказывает, как, собственно, евреи оказались на острове. Выясняется, что, когда армия Вавилона под предводительством царя Навуходоносора разрушила Иерусалим и Первый Храм, первосвященник Цадок с группой товарищей бежал от нашествия. Он добрался до острова Джерба, где основал еврейскую общину. Согласно легенде, Цадок захватил с собой камень, находившийся в алтаре Первого Храма. Этот камень евреи встроили в тело новой синагоги, которую основали на острове. Эль Гриба, так было названо это религиозное заведение, существует до сих пор.
Занятным выглядит и такой факт. Уникальная еврейская община именует себя Островом Коганим. Оказывается, что примерно 80% евреев Джербы являются наследниками когенов. Однако на острове нет ни одного человека, представлявшего колено Леви. Их отсутствие также объясняет легенда. В ней рассказывается, что после возведения в Иерусалиме Второго Храма, левитам Джербы было предложено вернуться в Иудею. Однако те отказались, и за это пророк Эзра проклял их, заявив, что левиты, оставшиеся на острове, не доживут даже до конца года.
Несмотря на длительную оторванность от Эрец-Исраэля, местные евреи свято чтят обычаи, которым 2500 лет, и тщательно блюдут еврейские законы. Их система образования, процесс заключения брака, обычаи кашрута остаются неизменными с тех древнейших пор, когда община только была основана. До сих пор каждую пятницу ее жители носят свои кастрюли и халы к пекарю, который должен их нагреть в канун Шаббата. Этот обычай нигде в мире больше не сохранился. Да и у самих евреев Джербы такое оборудование кухонь, что пища и без помощи пекаря может сохраняться теплой. Однако традиция – это святое. И еще один обычай считается на острове священным. Каждую пятницу раввин дует в бараний рог, предупреждая иудеи, что наступает Шаббат, и им надлежит прекратить работу.
Большинство джербанских евреев-мужчин выполняют несколько работ. Будучи владельцами магазинов или торговцами на рынке, они не стесняются трудиться простыми ремесленниками, причем, рядом с соседями-мусульманами. Кстати, местные евреи разговаривают не на иврите, а на языке островных арабов.
Если вернуться к синагоге Эль Гриба, то выяснится, что она является не только одним из старейших подобных заведений, но еще и входит в число самых красивых синагог с точки зрения архитектуры. Не зря ведь ее название в буквальном переводе звучит как «необыкновенная». И чтобы увидеть это древнее архитектурное чудо, на Джербу ежегодно приезжают тысячи туристов. Местные евреи надеются, что когда-нибудь синагоге Эль Гриба присвоят статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Правда, существует еще одна легенда, объясняющая появление названия «необыкновенная». Якобы, некогда жила на Джербе красивая благочестивая женщина. Но однажды она погибла при пожаре собственного дома. Произошло это печальное событие в момент отмечания праздника Лаг Ба Омер. Но что интересно, хотя дом женщины и сгорел полностью, тело осталось нетронутым огнем. Жители общины связали такую ситуацию с ее святостью, и, прозвав ее «необыкновенной», похоронили рядом с синагогой.
С тех пор стало обычаем в момент отмечания праздника Лаг Ба Омер совершать паломничество к синагоге Эль Гриба. Что и делается тысячами тунисских (и не только) евреев. Большая часть людей молится здесь в честь двух великих еврейских мудрецов, раввинов Меира Баал Ханесса и Шимона Бар Йохая. Однако особенно бесплодные женщины обязательно посещают и могилу той самой «необыкновенной».
К сожалению, нынешнее противостояние религий добралось и до столь отдаленного места как Джерба. Несмотря на более-менее мирное сосуществование на острове иудеев и мусульман, полностью застраховаться от проявления нетерпимости к евреям местная община не может. Конечно, это происходит нечасто, однако каждый случай уносит жизни ни в чем не повинных людей.
Вот несколько примеров. В 1985 году полицейский, следивший за порядком возле синагоги, сам начал стрелять по евреям. Погибло три человека, среди которых был ребенок. 17 лет спустя, в 2002 году, террорист-смертник на грузовике, начиненном взрывчаткой, подорвал свою машину неподалеку от синагоги. Тогда был убит 21 человек, в основном туристов из Германии. В 2018 внутрь синагоги была брошена бомба. К счастью, тогда люди не пострадали.
Все подобные события делают будущее представителей еврейской национальности неопределенным. На Джербе, как и в большинстве других мест, ситуация складывается так, что евреи уезжают в более спокойные места. В основном, местами миграции становятся Франция и Израиль. Иудеи, оставшиеся сейчас на Джербе, переживают не столько от возможных терактов, сколько от приостановки потока туристов, связанной с массовыми заболеваниями, вызванными коронавирусной инфекцией.