Гонконг с момента своего возвращения в состав Китайской Народной Республики носит статус особого административного района. Сейчас в нем насчитывается свыше 7 миллионов жителей, из которых более 5000 человек принадлежат к еврейской общине. Несмотря на свои весьма скромные размеры относительно китайского населения, эта община ведет очень активный образ жизни. Своими стараниями евреи помогли Гонконгу стать тем, чем он является сейчас – динамичным регионом с мощным финансовым и промышленным сектором.
Первые евреи появились здесь в середине 40-х годов XIX столетия. Ими были представители известной в Юго-Восточной Азии династии Сассунов, чьи бизнес-интересы затрагивали, в частности, Гонконг. Сыновья основателя династии Артур и Фредерик Сассун как раз и стали теми самыми первыми евреями, которые начали постоянно жить в городе. Вокруг них стали концентрироваться другие представители нации, составившие самую раннюю еврейскую общину Гонконга.
Следует отметить, что параллельно с торговлей всевозможными восточными товарами, Сассуны активно развивали тогда еще провинциальный рыбацкий городок. Они вкладывали средства в обустройство территории, строили дома, в том числе и для приезжавших в Гонконг новых еврейских поселенцев. Немалую роль Сассуны сыграли для упорядочения проведения религиозных служб. Несколько десятилетий все молитвенные мероприятия проводились гонконгскими иудеями прямо в домах или на местах работы. В начале ХХ века благодаря Сассунам в Гонконге стали возводить собственную синагогу, а после окончания строительства назвали ее «Оэль Лея» («Шатер Леи»), увековечив имя жены Дэвида.
Представители династии Сассун стояли у истоков банковского дела в Гонконге. После того как торговля в городе начала бурно развиваться, возникла острая необходимость в собственных организациях, оказывавших банковские услуги. В городе в 1865 году создали Временный комитет, ставший зародышем мощнейшей Гонкогско-Шанхайской банковской корпорации. Одним из его членов стал Сассун Артур, сын родоначальника династии. Собственная банковская структура финансировала множество проектов, в ряде случаев далеко выходивших за границы города. Благодаря им развивался собственно Гонконг, превращаясь в наиболее крупный центр банковской системы мира.
В городе существует несколько мест, напрямую связанных с евреями. Одно из них – еврейское кладбище. Земля, на котором оно сейчас находится, была приобретена еще в 1855 году для строительства поселка. На этом кладбище покоится и первый иудей Леон бен Баруэль, умерший в Гонконге в 1857.
Еще одно место в городе напрямую связано с евреями, точнее, с одним евреем, Мэтью Натаном, в 1904-1907 годах исполнявшем обязанности губернатора Гонконга. Он жил в Лондоне, получил там образование, а после устроился на государственную службу. Прежде чем попасть в Гонконг, Натан успел поработать в Африке и Индии, после чего его командировали в Китай.
Знакомясь с доставшимся ему «наследством», Мэтью обратил внимание на заболоченный и крайне мало привлекательный район Коулун. Несмотря на то, что по тогдашнему Коулуну из-за непролазной грязи Натану требовалось путешествовать в резиновых сапогах, он увидел в нем определенную перспективу. Инженерный опыт помог губернатору увидеть, насколько привлекательным может стать этот болотистый район. И свои представления Натан начал воплощать в жизнь. Многие современники считали данный проект ошибкой градоначальника, называя строительство «безумием Натана». Его упорство привело к тому, что увиденная в перспективе и проложенная стараниями губернатора по болотистой местности дорога сейчас именуется Натан-роуд. Туристы же стали называть ее «золотой милей» из-за большого количества расположенных здесь магазинов.
Еще один еврей Эмануэль Рафаэль Белилиос прибыл в Гонконг из индийской Калькутты. Этот тогда 25-летний молодой человек начал заниматься здесь предпринимательской деятельностью. Первым его заметным деянием стало обустройство в саду возле собственного дома экзотического зоопарка. Дальнейшие дела предпринимателя шли вполне успешно. Вскоре он начал руководить The Hongkong Hotel Company, а спустя некоторое время возглавил совет директоров крупнейшего банка Гонконга. Благодаря Белилиосу город обзавелся еще несколькими заметными строениями. Это особняки Beaconsfield Arcade, названный в честь британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли, и шикарное здание для Французской миссии. В 1881 году Белилиос вошел в Законодательный совет Гонконга, где в те же годы работал и брат Артура Сассуна Фредерик.
Заметную роль в деле развития города сыграла династия евреев Кадури, бывшие, как и Сассуны, выходцами из Ирака. Первый из них, Элли Кадури, попал в Гонконг через Индию. Там он устроился в компанию Сассуна. Со временем здесь же объявился брат Элли, Эллис. Накопив дерен, они вложили их в отельный бизнес Гонконга и Шанхая. Одним из наиболее успешных предприятий на данном поприще стал отель Peninsula, построенный в 1928 году на набережной Коулуна.
Дело первых Кадури продолжили их наследники, братья Лоуренс и Гораций Кадури. Они восстановили свой сильно пострадавший в ходе войны бизнес и начали помогать другим людям. В частности, это выразилось в помощи 20000 евреев, интернированных японцами в Шанхайском гетто, для которых братья в послевоенные годы помогали добывать визы для выезда в Америку, Европу, Австралию и Израиль. Тем людям, которым для оформления виз требовалось отправиться в Гонконг, Кадури предоставляли временное жилье в отеле Peninsula.
Помимо евреев они оказывали помощь и представителям других национальностей. Эту традицию начал еще Элли Кадури, основав по всей Азии множество доступных школ и больниц, рассчитанных на всех людей, независимо от их вероисповедания или расовой принадлежности. Общество китайских школ, основанное Элли, организованное ради просвещения бедных, существует до настоящего времени, выполняя возложенную на него функцию. Еще одной крупной инициативой династии стала Ассоциация сельскохозяйственной помощи, в которой прошли обучение тысячи фермеров. Сейчас там, где была эта организация, действует ботанический сад и ферма.
Еще один знаменитый еврей Гонконга доктор Соломон Бард родился в 1916 году в России. Еще ребенком был вывезен родителями в этот город, где получил медицинское образование. В качестве врача участвовал в боях против японских интервентов. В 1956 году начал работать в Гонконгском университете на должности директора университетской службы здравоохранения. Вторым увлечением Барда была музыка. Он отлично играл на скрипке, что помогло ему стать председателем Гонконгского филармонического оркестра. До конца своих дней доктор Соломон Бард совмещал медицину и творчество, по мере сил помогая городу в научной и художественной сфере.
Еще один еврей Гарри Оделл помогал Гонконгу получить свое творческое лицо. До какого-то времени он жил в Японии, однако затем уехал в Гонконг и закрепился в нем. В 1941 году Гарри отправился на войну и участвовал в неудачных оборонительных боях за город. Попав в плен, до конца войны находился в концлагере. После освобождения Оделл начал новую жизнь, став основателем кинопрокатной компании. Для того чтобы его бизнес шел лучше, он придумал оригинальный ход: приглашать в Гонконг всевозможных знаменитостей. Известные люди, рассказывая впоследствии о себе и своих поездках по миру, мимоходом упоминали и Гонконг, тем самым, рекламируя город.