Владимир Семенович Высоцкий – легендарный поэт, музыкант, автор-исполнитель песен, артист театра и кино. Его творческий багаж, куда относятся и кинороли, стал классикой русского искусства. Согласно опросу ВЦИОМ 2010 гола по поводу «кумиров XX столетия», Высоцкий занял 2 место после первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Высоцкий снялся более чем в 30 кинолентах.
Владимир Семенович Высоцкий – легендарный поэт, музыкант, автор-исполнитель песен, артист театра и кино. Его творческий багаж, куда относятся и кинороли, стал классикой русского искусства. Согласно опросу ВЦИОМ 2010 гола по поводу «кумиров XX столетия», Высоцкий занял 2 место после первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Большинство россиян знает этого талантливого человека, слушает его песни, смотрит фильмы с его участием, считая его творчество значимым явлением отечественной культуры. Высоцкий снялся более чем в 30 кинолентах. Кинодебют актера состоялся еще в 1958 во время учебы в Школе-студии МХАТ в эпизодической роли студента Пети в картине «Сверстницы». Ранняя фильмография артиста – это небольшие роли, где использовался, прежде всего, его песенно-исполнительский потенциал. Популярным он стал после «Вертикали» тогда еще начинающих режиссеров С.Говорухина и Б.Дурова.
Карьера Димы Горина
«Карьера Димы Горина» – фильм режиссеров Ф.Довлатяна и Л.Мирского, который вышел на экраны в 1961 и полюбился кинозрителям, повествует о буднях работяг-сибиряков. В нем Высоцкий создал не главный, но запоминающийся образ шофера Софрона. Рассказывая на авторских встречах о своих ролях, Высоцкий неизменно упоминал «Карьеру Димы Горина». По словам самого Владимира Семеновича, этот фильм, снимаясь в Карпатах, не только удовлетворял его охоту к перемене мест, но и помог ему научиться ездить на лошади, водить автомобиль, овладеть некоторыми навыками монтажника-высотника. В те времена еще, не будучи звездой, Высоцкий вел себя скромно, выполняя все задания режиссеров.
Увольнение на берег
«Увольнение на берег» – добрая и смешная мелодрама, снятая режиссером Ф. Миронером в 1962, уводит зрителей в светлый и чистый мир без кризисов, коррупции и убийств. Владимир Высоцкий исполнил в нем роль матроса Петра, благодаря которому и произошло знакомство его друга Николая Валежникова (Л. Прыгунова) и девушки Жени (А. Шенгелая) – главных героев фильма. В «Увольнении на берег» актеру пришлось испытать тяготы матросской жизни: спать в кубрике, драить палубу и т. д. Снимался фильм на борту крейсера «Михаил Кутузов» и в самом Севастополе. В массовых сценах участвовали жители города и моряки Черноморского флота.
Наш дом
«Наш дом» – кинодрама о трудовых буднях обыкновенной московской семьи, состоящей из родителей, их 4 сыновей и дяди Коли – отца матери. Фильм, снятый режиссером В.Прониным в 1965, рассказывает о непростых личных взаимоотношениях, о разном вступлении в самостоятельную жизнь молодых членов семейства. Главные роли в нем сыграли Н.Сазонова, А.Папанов, И.Лапиков. Высоцкий же выступил в эпизоде, исполнив роль радиотехника, а также в массовых сценах. Этот фильм оказался последним, где артист снимался не по зову сердца, а потому что к этому его вынуждали финансовые обстоятельства. Через несколько лет Высоцкий уже выбирал себе роли. Правда, кинематографическое начальство не всегда утверждало его.
Вертикаль
«Вертикаль» – фильм, вышедший на экраны в 1967, стал не только успешным дебютом тогда еще неизвестных режиссеров С.Говорухина и Б. Дурова, но и прорывом В. Высоцкого на большой экран. Зрители на киносеансах записывали его песни в блокноты, а каждое их исполнение встречали аплодисментами. В фильме Высоцкий сыграл роль радиста Володи, который вместе с врачом Ларисой (Л.Лужина), остался в базовом лагере. Четверка же альпинистов отправилась на восхождение. Володя передал группе важную информацию о приближающемся циклоне, но один из альпинистов скрыл ее от товарищей. О восхождении и трудном спуске, отношениях и чувствах людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, и рассказывает этот фильм. На съемках Высоцкий вместе с другими актерами учился ходить в горы под руководством опытных альпинистов. Они учились работать в связке, пользоваться ледорубом, поднимались на высоту в 3 км, жили в палатках в условиях высокогорья. После сдали нормативы, получив значок «Альпинист СССР».
Короткие встречи
«Короткие встречи» – мелодрама, снятая режиссером Кирой Муратовой в 1967, в которой Владимир Высоцкий сыграл роль геолога Максима – человека образованного и талантливого. Эта кинокартина о любви, о семье, о работе, постоянно разлучающей двух любящих людей, ведь Максим – геолог, который не может, да и не хочет вести оседлую жизнь. Поэтому так нелегки его короткие встречи в необжитой квартире с женой. Есть здесь и любовный треугольник. Несмотря на сложности с утверждением актера в этой роли, играл он замечательно, без лишних упреков. Позже Высоцкий признался, что его киногерой удивительно близок ему внутренне, считал работу в этом фильме одной из лучших. Его Максим словно перешел из «Вертикали» «в суету городов и потоки машин». Однако герой с романтической бородкой, песнями под гитару был иным психологическим типом. На экране он то обаятельный весельчак, то увлеченный романтик, то усталый реалист.
Служили два товарища
«Служили два товарища» – знаменитый фильм, снятый в Одессе в 1968 и рассказывающий о событиях гражданской войны, режиссера Е. Карелова. В нем участвовали талантливые актеры: О. Янковский, А. Папанов, А. Демидова, И. Савина. На роль сильного, смелого, умеющего и воевать, и любить поручика Александра Никитича Брусенцова был выбран Владимир Высоцкий. Именно через этот образ в фильме, охватывающем небольшой период, когда войска Врангеля оставляли Крым, показана трагедия белого движения. Сценаристы В. Фрид и Ю. Дунский, дав имя и воинское звание герою Высоцкого, пытались таким образом отыскать своего друга по сталинским лагерям Александра Брусенцова. Поручик в исполнении молодого Высоцкого стал глубоким актерским созданием, одной из лучших его ролей на экране, хотя, по признанию самого артиста, от сыгранной им роли осталась лишь третья часть.
Плохой хороший человек
«Плохой хороший человек» – художественный фильм по повести А. П. Чехова «Дуэль», снятый режиссером И. Хейфицем в 1973 году. В этой картине Высоцкий (Николай Васильевич фон Корен) находился в созвездии талантливых актеров: В. Даля (Иван Лаевский), Л. Максаковой (Надежда Федоровна), А. Папанова (доктор Самойленко). Хейфиц увидел чеховскую «Дуэль» как драму абсурдов. Несколько отойдя от автора, он сделал произведение современным, а не академическим. Энергичный, всегда собранный и подтянутый фон Корен Высоцкого является человеком действия. Он считает, что главный вклад в прогресс – это борьба со слабыми, которых надо уничтожить. Ведь право жить имеют лишь сильные, осторожные, ловкие. Свою теорию Корен готов подтвердить реальным делом, реально избавив мир от «макаки» Лаевского. Смерть волей случая прошла мимо Ивана, изменив его в лучшую сторону. Но у Корена эти перемены не вызвали оптимизма. Хейфиц, профессионализм которого высоко ценил Высоцкий, изменив композицию повести, в фильме показал живой мир Чехова. Но при этом актеры существовали на экране в пределах чеховского стиля и драматизма.
Сказ про то, как царь Петр арапа женил
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» – мелодрама, поставленная режиссером А. Миттой в 1976 по мотивам пушкинского произведения «Арап Петра Великого». Несмотря на то, что картина имела определенный успех у зрителей, для Высоцкого роль Ибрагима Ганнибала стала одним из больших разочарований его творческой жизни. Создать образ предка великого поэта актер согласился с радостью, работал в тесном контакте с режиссером, Однако фильм в результате оказался далеко не тем, о котором он мечтал. Цензура заставила вырезать многие кадры и даже изменить название киноленты, что, естественно, повлияло на ее общий настрой. Получилось веселое динамичное представление с танцами, музыкой, показавшее лишь отдельные эпизоды из жизни Ибрагима Ганнибала. Высоцкий же видел совершенно другое кино о жизни интеллигентного человека в неинтеллигентном мире.
Место встречи изменить нельзя
«Место встречи изменить нельзя» – пятисерийный телевизионный фильм режиссера С. Говорухина, снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Эта кинокартина, главную роль в которой сыграл Владимир Высоцкий, стала поистине культовой в СССР. Фразы капитана МУРа Жеглова буквально разобраны на цитаты. Кстати, и идея создания фильма была подсказана Вайнерам Высоцким, ради которого в сценарии писатели даже изменили внешность главного героя. Ведь в романе Жеглов был плечистым и высоким красавцем. На роли других героев фильма во многих случаях брали актеров по рекомендации Высоцкого. По поводу «Места встречи изменить нельзя» сам артист говорил, что он получал удовольствие от работы, буквально купаясь в определенных моментах роли. Впервые фильм показали в 1979 на День милиции.
Маленькие трагедии
«Маленькие трагедии» – трехсерийный телевизионный фильм, посвященный 180-летию со дня рождения Пушкина и 150-летия Болдинской осени, где и были написаны знаменитые произведения, объединенные исследованиями души, охваченной страстью. В «Каменном госте» Высоцкий сыграл свою последнюю роль в кино – дон Гуана. Режиссер М.Швейцер не сомневался ни минуты, что этот образ должен воплотить именно Владимир Семенович. Ведь все, что было в дон Гуане, непоколебимость, собранная в пружину воля, бесстрашный взгляд в лицо опасности, существовало и в Высоцком. Несмотря на препоны чиновников, актер был утвержден на эту роль. Хотя сам он признавался, что дон Гуан был для него в диковинку. Актер больше видел себя в роли Мефистофеля.