Третьяковская галерея хранит в своих залах множество шедевров, созданных российскими мастерами живописи. За каждой из этих работ тянется интересная история создания. Одно из таких творений располагается в зале художника Ильи Репина. У этого мастера, за время своей творческой деятельности создавшего сотни картин, этюдов, всевозможных иллюстраций, рисунков и набросков вообще, есть ряд работ, посвященных еврейской тематике.
Будучи еще только начинающим художником, во время своей учебы в Академии Репин написал несколько картин на библейские темы. Что интересно, две из них удостоились важных для молодого мастера наград: малой золотой и серебряной медалей. Существует и карандашный портрет скульптора Марка Антокольского, на котором маэстро изображен, облаченным в талит, иудейское молитвенное одеяние. В более поздние времена известный купец и меценат Третьяков заказал у Репина портрет композитора Антона Рубинштейна. А ведь была у художника еще и поездка в Палестину, во время которой уже именитый мастер выказывал свое восхищение встречавшимися там повсюду приметами «живой Библии» и даже привез оттуда некоторое количество предметов, хранящихся до сих пор в его родных «Пенатах».
Но, пожалуй, наиболее интересной из работ является картина «Еврей на молитве», созданная молодым Репиным во время поездки в Париж в 1875 году. Это была, так называемая, «пенсионерская поездка», то есть путешествие за денежное пособие, которое Императорской академией художеств выдавалось наиболее одаренным молодым выпускникам. Бывшие студенты Академии обычно расходовали данные средства на поездки в европейские страны, как правило, те, где существовала серьезная собственная школа искусств. В 1875 в такое путешествие отправился и молодой художник Репин, захвативший с собой еще и жену с маленькой дочерью.
По всей видимости, «Еврей на молитве» рисовался с нaтypы. На картине изображен молящийся старик, на лице которого видна глубокая сосредоточенность и умиротворенность. Человек одет в полосатое молитвенное одеяние талит, в котором чередуются белые и черные тона. Явно видно, что на портрете показан человек, обладающий цельным характером и сильной истовой верой. Прекрасно решены и некоторые чисто технические моменты сюжета. В частности, мастерски передана «воздушная прослойка», отделяющая изображенного человека от реального зрителя. Интересно, что впечатленный качеством живописного произведения Третьяков немедленно выкупил ее для размещения в своей галерее.
В данной работе четко прослеживается еще одна важная деталь. По словам специалистов, «Еврей на молитве» написан под влиянием Рембрандта. Если быть более точным, то его творениями позднего периода. Если вдаваться в историю, то выяснится, что к 1631 году великий голландский художник обеднел и был вынужден перебраться в иудейский квартал. На тот момент времени там проживало порядка 400 семей сефардов, бежавших в Голландию с территории Испании и Португалии. Заведя дружбу с местными жителями, Рембрандт написал 15 портретов, для которых моделями служили пожилые жители того квартала. В частности, на одном из них, изображен раввин местной общины. Это знаменитый старик в берете на картине «Портрет старого еврея».
К слову сказать, Репин относился к иудеям без излишних эмоций. Он не боялся дружить с Антокольским и художником Серовым, у которого мать была иудейкой. В числе его хороших знакомых было значительное число представителей этой национальности, портреты которых часто встречаются на полотнах мастера. А чего стоит его поездка в Палестину, во время которой художник посетил Иерусалим. Собственно, данные факты свидетельствуют о том, что для настоящего таланта нет разделения людей по национальному признаку.