Талантливые представители еврейской нации внесли значительный вклад в мировое искусство. Среди них есть и те, чье творчество вошло в золотой фонд советской песенной культуры.
«Мне бесконечно жаль»
Это танго, исполненное прекрасным тенором Иваном Шмелевым, очаровало зрителей огромной страны. Пластинка с записью музыки Александра Цфасмана разошлась большими тиражами. Однако, следует напомнить, что авторство этой великолепной мелодии ему не принадлежит. Знаменитый джазовый музыкант всего лишь обработал и популяризировал ее. Настоящим автором оригинального произведения под названием «Tzigane joue» («Цыган играет»») является Курт Левиннек, родившийся в Праге в 1904 и имевший тогда фамилию Леви. Его творческая деятельность началась в Германии. В первой половине 30-х годов минувшего века композитор написал музыку к 14 кинолентам. После того как к власти пришли нацисты, он попал в концлагерь, где ему чудом удалось уцелеть. В послевоенное время уже на французской земле продолжил создание музыки для кинематографа.
«Утомленное солнце»
Это знаменитое танго своей популярностью тоже обязано Александру Цфасману, руководящего в в 1937 году оркестром, который его исполнил. Автором текста этого произведения является еврей Зенон Фридвальд, родившийся во Львове и писавший на идише и польском языке. Он создал стихотворение, в котором описал расставание молодых людей из-за того, что девушка нашла себе более богатого кавалера. Композитор Ежи Петерсбурский, переживавший в то время личную драму из-за разрыва с любимой, сочинил музыку к задевшему его сердце стихотворению. Так возникла композиция, названная «Последним воскресеньем», повествующая о дне, проведенным молодыми людьми перед окончательным расставанием.
Впервые танго было исполнено популярным польским певцом Мечиславом Фоггом. Спустя некоторое время эта композиция появилась в Советском Союзе в 3-х независимых вариантах текста. Один из них, написанный поэтом Йозефом Альвеком, урожденным Пинхасом-Йосефом Соломоновичем Израилевичем, стал общепринятым. Правда, стихи этого поэта оказались далеки от оригинала. В них просто без драматизма рассказывалось о расставании двух молодых людей.
«Сердце»
Первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята», вышедшая на экраны в 1934, была призвана показать всему миру, что в СССР снимают фильмы, не хуже чем в Голливуде. Она вызвала восторг у жителей страны, прежде всего, благодаря запоминающимся мелодиям, автором которых был молодой (чуть за 30) и малоизвестный композитор Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский. Ключевым музыкальным номером киноленты стала песня «Сердце», которую исполнял пастух-музыкант Костя Потехин для своей возлюбленной домработницы Анюты. Эту роль сыграл Леонид Утесов, урожденный Лейзер Иосифович Вайсбейн.
Эксцентричная «джаз-комедия» стала началом успешной творческой деятельности двух великих евреев: композитора Исаака Дунаевского и певца, артиста Леонида Утесова. Первый в 1934 получил за музыку к фильму награду Второго международного кинофестиваля в Венеции. А исполнение второго сделало «Сердце» популярнейшей песней.
«Дымок от папиросы»
Красивую мелодию к этому танго тоже написал Исаак Дунаевский. А вот исполнил его певец Константин Сокальский, живший тогда в независимом Латвийском государстве. Его становление как певца во многом состоялось благодаря известному импресарио Соломону Бискеру, который работал с легендарным Федором Шаляпиным. Однажды Сокальский предложил владельцу фирмы «Бонофон» сделать запись «Сердца» Дунаевского. Композитору понравилось исполнение, и он отослал певцу свое новое творение под названием «Дымок от папиросы».
Следует отметить, что в те времена независимая Латвия не совсем дружественно относилась к Советскому Союзу. Да и к Сокальскому местные власти не были благосклонны. Так что красивое танго мало известно массовому зрителю, что весьма прискорбно.
Марш авиаторов
Эта песня стала официальным гимном ВВС Советского Союза. Она исполнялась на парадах, торжественных церемониях. Первый раз «Марш авиаторов» исполнили весной 1923. Слова и музыку к нему написали выходцы из еврейских семей: поэт-песенник Павел Давидович Герман и композитор Юлий Абрамович Хайт. Первый, бывший в свое время активным участником литературно-художественного клуба Х.Л.А.М., остался в памяти благодарных слушателей, прежде всего, как автор проникновенного романса «Только раз бывают в жизни встречи»
Второй же писал не только бравурные марши для духового оркестра, но и лирические романсы. Один из них «За гитарный перезвон» стал одним из лучших в репертуаре Петра Лещенко.
«Три танкиста» и Марш советских танкистов
В конце тридцатых годов прошлого века в СССР с учетом напряженной мировой обстановки шла подготовка к войне, которая не заставила себя долго ждать реальными военными столкновениями на Дальнем Востоке с Японией. Советское искусство не осталось в стороне от этих событий. На экраны страны вышел фильм «Трактористы», в котором прозвучали песни, что называется, на злобу дня. Главный герой кинокартины, которого сыграл Николай Крючков, исполнил песню «Три танкиста». Также здесь прозвучал и «Марш советских танкистов». Эти произведения до сих пор считаются неофициальными гимнами пограничных и танковых войск. А музыку к ним сочинили братья Дмитрий и Даниил Покрасс, выходцы из семьи киевских евреев. Автором текста стал также представитель еврейской нации Борис Ласкин.
«Катюша»
Эту песню многие считают одним из символов Великой Отечественной войны, которую вел СССР с немецким фашизмом. Существует мнение, что ее сочинили едва ли не на фронте. Однако это не так. Первый раз «Катюшу» исполнила Валентина Батищева в конце ноября 1938 на концерте, проходившем в Колонном зале Дома союзов. Слова к ней написал Михаил Исаковский, а музыку Матвей Блантер, родившийся в семействе еврейского купца и ставший впоследствии Народным артистом СССР. «Катюша» органично вписалась в военную обстановку, став их неотъемлемой частью. Во время Великой Отечественной и на фронте, и в тылу зазвучали песни композитора: «До свиданья, города и хаты», «Огонек», «В лесу прифронтовом» и многие другие.
«Синий платочек»
Эта лирическая песня стала еще одним подарком Ежи Петерсбурского русским людям, но уже в иные жестокие военные времена. Первой жертвой фашизма стала Польша. Зная отношение нацистов к евреям, не мудрено, что многие из них отправились на восток, в СССР. Ежи Петерсбурский не был исключением. Добравшись до Белостока, он получил советское гражданство и стал работать руководителем Белорусского республиканского джазового оркестра, состоявшего, главным образом, из таких же, как и он, беженцев.
В 1940, гастролируя с оркестром в Москве, композитор познакомился с поэтом и драматургом Яковом Галицким (Гольбенбергом), который предложил ему сочинить музыку к его стихам. Так появился на свет «Синий платочек», обретший огромную популярность. В 1942 известная исполнительница Клавдия Шульженко спела во время концертного выступления на Волховском фронте обновленный вариант песни, часть слов которой на военный лад изменил сотрудник фронтовой газеты Михаил Максимов. Именно такой «Синий платочек» до сих пор поют во всем мире.
«В землянке»
Эта искренняя песня, берущая за душу с первых аккордов и слов, без преувеличения, дошла в военные годы до всех уголков советской страны. Проникновенное стихотворения Алексея Суркова отыскал композитор Константин Листов, положивший его на музыку.
История написания этого поэтического произведения такова. Будучи военным корреспондентом, Сурков едва не погиб, попав под вражеский обстрел. Сумев добраться до землянки, поэт, что называется, по горячему следу написал стихотворное послание своей супруге, находившейся в эвакуации вместе с детьми. Изначально оно было адресовано лично любимой женщине. Однако текст с согласия ее автора был передан композитору Листову. Песня стала одним из самых проникновенных творений времен Великой Отечественной войны.
«Случайный вальс»
Эта песня, по воспоминаниям ее автора поэта Евгения Долматовского, родилась в поезде в 1943 году. Тогда он вместе с композитором Марком Фрадкиным ехал к тому месту, где позже произошла легендарная Курская битва. Основой стихотворения стал случай, который рассказал офицер, волей случая оказавшийся в маленькой прифронтовой деревеньке, где местные молодые люди танцевали под аккомпанемент старого разбитого патефона. Там он познакомился с девушкой, с которой практически сразу же и расстался. Романтический вальс военной поры спел Леонид Утесов, сделав его любимым и всенародно известным.
что бы мы без них делали?
Евреи, вас мало, но именно вы-соль земли. Не забывайте об этом! Умный, поняв, что кто-то рядом с ним знает больше не злится, а учится у этого человека! Желаю от всего сердца вашему гордому, умному жизнелюбивому и МИРОЛЮБИВОМУ народу полной победы над подонками всех религий, мастей и национальностей! Израиль жив и будет жить вечно!
А как же гимн Москвы:
«Дорогая моя столица» («Моя Москва») — советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. С 14 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский, поёт – Марк Бернес
https://youtu.be/hE_3b41J7NA