Конец февраля – начало марта каждого года для кинематографистов, прежде всего американских, является своеобразным периодом подведения итогов минувшего сезона. В это время лучшим работникам киноиндустрии присуждается самая престижная кинопремия в мире «Оскар».
Незатейливая статуэтка из сплава меди и олова, покрытая позолотой, начиная с 1929 года, стала главным символом кинематографического успеха. Мало того, статистика показывает, что кассовые сборы фильмов, даже просто номинированных на «Оскар», существенно возрастают. А что уж говорить о тех, которые сумели в любой номинации получить заветную статуэтку.
За прошедший почти век с момента начала проведения награждений «Оскаром» в конкурсах на получение премии приняли участие сотни фильмов и тысячи актеров. Кроме того, американская Академия кинематографических искусств, от имени которой и вручается знаменитая кинопремия, не забыла и других участников кинопроизводства: сценаристов, режиссеров, технический персонал. Но за все эти годы как-то подзабылось, что ее создателем «Оскара» был еврей Луис Барт Майер, человек неординарных способностей. Благодаря ему американский кинематограф стал самой известной и уважаемой площадкой производства фильмов.
Настоящее имя этого человека Лазарь Яковлевич Мейер. Он родился в 1884 году в Минске, который был в те времена частью Российской империи. Родители Лазаря эмигрировали в США, где мальчик получил новое, американизированное имя – Луис Барт Майер. Еврейская семья без сколь-нибудь значительного состояния и на новом месте имела крайне незначительный доход. Тем не менее, мальчику родители постарались дать достойное образование. Но даже это не слишком помогло молодому человеку. Возможно, он так бы и находился внизу социальной лестницы, если бы однажды не устроился работать в кинотеатр.
Сама индустрия киноискусства тогда только зарождалась, но Майер сумел уловить суть происходящего процесса и начал действовать. В 1907 году он открыл собственный первый кинотеатр «Orpheum». Спустя несколько лет, стал владельцем сети из пяти кинотеатров Хаверхилла. Потом, объединив усилия с Натаном Гордоном, создал партнерство «Гордон-Майер», при помощи которого взял под контроль театральную сеть в Новой Англии. Примерно с этого момента и начинается история кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, давшая миру огромное количество кинокартин и еще большее количество кинозвезд.
Но в данном случае нам интересно не это, а то, что именно Майер придумал идею награждения наиболее удачных фильмов, самых заметных актеров, интересных сценариев и других находок, использовавшихся при создании новых кинокартин. Начиная с 1926 года, в стране стала функционировать Академия кинематографических искусств, и очень скоро в ней возникла необходимость каким-нибудь образом отмечать наиболее интересные фильмы. В 1928 году эта идея приобрела зримые черты. А на роль главного приза готовилась небольшая статуэтка, изображавшая рыцаря с мечом, стоящего на катушке киноленты. В катушке были сделаны пять отверстий по числу кинематографических отделов: продюсерского, сценарного, режиссерского, актерского и технического.
Первое награждение призовыми статуэтками произошло в 1929 году в Лос-Анджелесе во время закрытого банкета Академии в отеле «Рузвельт». Несколько сезонов подряд эта награда не имела собственного имени. Лишь к шестой церемонии вручения у нее появилось имя Оскар. Примечательно, что первенство в придумывании данного имени потом оспаривали сразу несколько человек. Они видели в статуэтке своих родственников. Лишь только газетный обозреватель Сидни Сколски заявил, что он просто хотел придумать имя доселе безымянному призу.
Первой церемонии награждения предшествовали крайне напряженный день и бессонная ночь. Совет судей никак не мог окончательно остановиться на кандидатуре победителя. Предложенную картину Кинга Видора «Толпа», отобранную за уникальное художественное исполнение, забраковал лично Майер. Этот фильм снимался его киностудией, и Майеру не хотелось обвинения в фаворитизме. По его предложению, победителем в данной номинации назвали картину «Восход солнца», снятую уважаемым в Голливуде режиссером Фридрихом Мурнау. Уже днем был выпущен специальный бюллетень, на котором были озвучены результаты голосования.
Вслед за спорами почти сразу возникли и скандалы при выдвижении фильмов на кинопремию. Первый из них спровоцировало решение судей номинировать на премию один из первых звуковых фильмов, появившихся на экране. Но «Певец джаза», так именовалась эта картина, под существующие категории не подходил. Скандальным стало и награждение Актрисы Мэри Пикфорд в номинации «лучшая женская роль». Киноленту «Кокетка», в которой она тогда сыграла, к моменту награждения видело всего несколько человек, так что говорить о ее успехе у зрителей, было, как минимум, несвоевременно.
Все эти споры и скандалы, возникавшие по поводу отбора кандидатов на приз, привели к тому, что принципы голосования, а также правила вручения «Оскара» неоднократно подвергались ревизии. Их изменяли, приводили в соответствие с новыми достижениями и приходом в кинематограф современных технологий. Кстати, несколько изменялась и сама статуэтка. Внешний вид ее оставался незыблемым, но в различные периоды времени приходилось менять материал. Например, в период Второй Мировой войны крайне необходимый в военном производстве металл был заменен гипсом. В послевоенные годы изготовители «Оскаров» возвратились к металлической модели.
Определенные разногласия среди членов жюри киноакадемии, несмотря на все старания организаторов, остаются до сих пор. В ряде случаев их обвиняют в предвзятости. Порой звучат нарекания в адрес членов жюри за то, что они голосовали за фильм, который сами не смотрели. Случаются определенные трения между премированными актерами, и теми, кого награда обошла стороной. Но как бы там ни было, заветная статуэтка на сегодняшний день считается наиболее престижной кинопремией в мире. Возможно, не будь Луиса Майера, кто-нибудь другой из среды американских кинематографистов мог создать бы кинопремию. Однако это была бы совсем другая история.