04.12.2024
Досуг / Книги
👀 390

Кто такой Ктулху? Почему символ вечного ужаса является источником вдохновения?

Ктулху — это мифический космический ужас, созданный писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом, который впервые появился в рассказе “Зов Ктулху” (1928). Он является самым популярных существом в литературной вселенной, созданной Лавкрафтом и расширенной другими авторами.

Ктулху описывается как гигантское существо с телом, напоминающим человека, щупальцами на голове, подобными осьминогу, и мощными крыльями за спиной. Его облик воплощает одновременно величие и ужас, выходящий за пределы человеческого понимания.

Говард Лавкрафт стал основателем жанра космического ужаса, который отличается акцентом на беспомощность человечества перед древними, непостижимыми силами вселенной. Его работы заложили основу для целого литературного направления, где страх проистекает не из очевидных угроз, а из осознания собственной ничтожности. Стивен Кинг, признанный мастер современного хоррора, называл Лавкрафта своим учителем и вдохновением, отмечая, что именно творчество Лавкрафта научило его создавать глубокую атмосферу ужаса и мистики. Влияние Лавкрафта прослеживается в произведениях многих писателей и кинематографистов.

Считается, что Ктулху спит в подводном городе Р’льех, расположенном в Тихом океане, и его пробуждение знаменует конец человеческой цивилизации. Несмотря на то, что он находится в спячке, Ктулху способен влиять на сознание людей через сны, вызывая у них страх, безумие или религиозное поклонение.

Ктулху — не просто монстр, а символ непознаваемости и беспомощности человечества перед силами космоса. Лавкрафт использовал его как образ для передачи идей о нашей малости во вселенной и о существовании сил, которые человек никогда не сможет понять или контролировать.

Хотя Ктулху вызывает трепет своим гигантским размером и неземным обликом, он на удивление безобиден по сравнению с другими Древними существами. Большую часть времени он спит в подводном городе Р’льех, и его пробуждение скорее связано с катастрофами из-за человеческой слабости перед его величием, чем с активным злом. В этом смысле он скорее символ, чем настоящая угроза, особенно на фоне более страшных монстров из вселенной Лавкрафта:

  1. Йог-Сотот — воплощение всего времени и пространства, существо, которое не только знает всё, но и существует одновременно везде. Его знание способно уничтожить разум.
  2. Азатот — “слепое безумие”, первичный хаос, который существует за пределами вселенной. Он беспорядочно пожирает всё вокруг, даже не осознавая этого.
  3. Ньярлатотеп — хитрое и многоликое существо, активно взаимодействующее с людьми. Его манипуляции приводят к безумию и уничтожению целых цивилизаций.
  4. Шуб-Ниггурат — “Чёрная коза с тысячей отпрысков”, символизирующая бесконечную плодовитость и извращённые формы жизни, рождающиеся из её тёмной сущности.

На этом фоне Ктулху выглядит сравнительно безобидным существом, которое лишь спит в своём городе, пока его не потревожат.

Ктулху стал иконой поп-культуры. Его образ часто используют в книгах, фильмах, играх и искусстве, зачастую превращая его из ужасающего существа в более ироничного или забавного персонажа. Несмотря на это, он сохраняет своё место как один из самых известных символов ужаса Лавкрафта.

Фраза “Ф’тагн” из вымышленного языка Лавкрафта, означающая “Во сне в Р’льехе ждёт мёртвый Ктулху”, стала крылатой среди поклонников жанра.

Говард Лавкрафт, при жизни не имевший коммерческого успеха, не зарегистрировал авторские права на свои произведения, что позволило его рассказам и персонажам перейти в общественное достояние. Это стало одной из причин, по которым его творения, включая Ктулху, стали широко использоваться в литературе, играх, кино и других сферах культуры. Ктулху появляется в настольных играх, таких как “Древний Ужас”, “Ужас Аркхема”, “Войны Ктулху”, вдохновляет видеоигры, а также фигурирует в фильмах (Нечто, Дагон). Образ Ктулху адаптировался и в юмористическом контексте, например, в мультсериалах (Южный Парк), комиксах и мемах, сохраняя культовый статус как символ ужаса перед непознаваемым.


Вот несколько очень популярных настольных игр “Древний Ужас”, “Ужас Аркхема”, “Войны Ктулху”.

“Древний Ужас”
Кооперативная настольная игра, где игроки становятся сыщиками, путешествующими по миру, чтобы остановить пробуждение одного из Древних, включая Ктулху. Игрокам предстоит разгадывать тайны, сражаться с монстрами и балансировать между безумием и храбростью. Игра сочетает насыщенный сюжет и глубокую механику.

“Ужас Аркхэма”
Классическая настольная игра по мотивам Лавкрафта, действие которой разворачивается в городе Аркхэм. Игроки исследуют мистические локации, сражаются с культистами и монстрами, а также пытаются закрыть порталы в другие измерения. Это напряжённая и атмосферная игра, погружающая в мир космического ужаса.

“Войны Ктулху”
Стратегическая игра, где игроки управляют древними существами, борясь за господство в мире. Здесь акцент сделан на эпических сражениях, управлении армиями монстров и использовании уникальных способностей каждого бога. Игра отличается великолепными миниатюрами и разнообразием стратегий.


На еврейском сайте мы обязаны упомянуть в творчестве Лавкравта что-то еврейское. В нескольких историях Мифов Ктулху есть заклинания, которые очевидно ссылаются на еврейские термины для Авраамического Бога . Например, в романе «Дело Чарльза Декстера Варда» имеются явные ссылки на:

אדני צבאות (Адонай Саваоф, «Мой Господь воинств»)

אדני אלהים (Адонай Элохим, «Господь мой Бог»)

אדני יהוה (Адонай ЯХВЕ, «Господь мой ЯХВЕ»)

Сам Лавкравт был атеистом и даже участвовал в дебатах, в которых выступал против существования бога.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *