Главным богатством этой американской актрисы стал ее голос, которым заговорили знаменитые персонажи анимационных фильмов студии Fleischer Studios. А еще ее знают по роли «еврейской мамы» в «Нью-Йоркских историях» режиссера Вуди Аллена. Ее звали Мэй Куэстел.
Главным богатством этой американской актрисы стал ее голос, которым заговорили знаменитые персонажи анимационных фильмов студии Fleischer Studios. А еще ее знают по роли «еврейской мамы» в «Нью-Йоркских историях» режиссера Вуди Аллена. Ее звали Мэй Куэстел.
Будущая звезда анимашек родилась в сентябре 1908 в семействе Симона и Фриды Куэстел, эмигрировавших в Америку из России. Трудолюбивые евреи открыли небольшую швейную мастерскую в Бронксе, и маленькая Мэй частенько прибегала туда из располагавшегося неподалеку дома. Девочка росла очень артистичной: уже в 3-летнем возрасте она, представляя себя актрисой, играла сценки, пародировала соседей и друзей их семьи.
Свой первый опыт выступлений перед посторонними зрителями девочка приобрела, прибегая в мастерскую к отцу. Поднявшись на крыльцо, она устраивала там небольшие концерты под открытым небом. В благодарность за старания прохожие награждали Мэй аплодисментами. К 5 годам артистизм девочки настолько вырос, что ее стали приглашать для выступлений на благотворительных вечерах. Кстати, Фрида Куэстел, сама некогда мечтавшая о карьере актрисы, всячески поощряла творческие начинания дочки.
Первые артистические опыты Мэй не прошли даром. В 1918, когда ей было всего 10 лет, девочку пригласили принять участие в постановке спектакля «Папаши» в одном из бродвейских театров. Интересно, что сам спектакль был весьма посредственным, однако приглашенные туда дети отработали прекрасно, смотрясь куда лучше взрослых актеров. Чтобы получить больше опыта и знаний, Мэй в 1922 году поступила в Morris High School – довольно престижное учебное заведение, обучавшее первоначальным актерским навыкам. Дополнительными школами обучения актерскому мастерству стали для нее American Theatre Wing и Theatre Guild.
Проблема явилась, откуда не ждали. Бабушка с дедушкой резко воспротивились актерским устремлениям внучки, и той ничего не оставалось делать, как пойти им на уступки. Она покинула театральную школу, хотя мечты о творческом будущем сохранила. Перерыв оказался недолгим. В 1925 17-летняя девушка отправилась участвовать в конкурсе талантов, проводившемся в Бронксе. На удивление, конкурс она выиграла и немедленно подписала контракт с одним из агентов. Теперь юная Куэстел получила постоянную работу в качестве пародиста. Мэй легко имитировала голоса известных тогда артистов и даже животных.
Постоянная работа принесла и первую, хотя пока еще и скромную, известность. Однако это было только начало. Вскоре к начинающей актрисе пришло настоящее признание, но уже из мира мультипликации. В начале 1930-х в США было две крупные студии, работавшие в данной сфере: The Walt Disney Company и Fleischer Studios. Конкуренция между ними была настолько серьезной, что когда одна из компаний выпускала некий хит, вторая немедленно создавала свой. Именно это творческое соперничество и дало возможность прославиться Мэй Куэстел.
Когда Уолт Дисней выпустил на экраны Мики Мауса, Макс Флейшер, его конкурент и владелец Fleischer Studios, решил создать своего героя. Он придумал очень необычного антропоморфного пуделя, получившего имя Бетти Пуп. Собака в виде манерной девицы в вызывающе коротком одеянии мгновенно привлекла внимание зрителей. Однако Флейшер задумал привлечь публику не только такой одеждой, но и речью, которой он наделил своих героев. Поначалу на озвучку Бетти Пуп приглашали разных актрис, однако ни одна из них полностью не отвечала требованиям Флейшера. Так было ровно до того момента, пока Макс не увидел выступление Куэстел. Он немедленно пригласил молодую актрису к себе, и уже к концу 1931 года Маленькая Бетти заговорила исключительно голосом Мэй. Интересно, что работая над образом, Куэстел даже манерничала и двигалась, как Бетти. Со временем она настолько вжилась в роль, что потом ей понадобились значительные усилия, чтобы избавиться от этого.
Вскоре Куэстел предложили новую работу. На экранах страны появился новый мультсериал, и Мэй в нем озвучивала сразу несколько ролей: от Олив Ойл, возлюбленной моряка Попая, до доброго десятка второстепенных персонажей. Больше 20 лет Мэй работала над образом Олив. Участие в знаковых фильмах дало ей грандиозную известность. Пластинка с песней On The Good Ship Lollipop в исполнении актрисы была выпущена тиражом свыше 2 млн. экземпляров. Все ее экземпляры очень быстро были раскуплены.
Параллельно с озвучиванием мультфильмов Мэй участвовала в бродвейских постановках, работала на радио, а с появлением телевидения стала сниматься в телешоу, сериалах и рекламных роликах. Актриса стала настоящей «звездой рекламной паузы», исполнявшей роль тетушки Блубелл, расхваливавшей бумажные полотенца Scott Towels.
Такая известность помогла актрисе попасть и в художественное кино. Это случилось в 1960-х годах. Будучи уже довольно пожилой женщиной, она сыграла второстепенные роли в паре комедийных фильмов. А спустя еще 20 лет, в конце 1980-х, к ней обратился известный американский режиссер Вуди Аллен, пригласив ее на роль типичной еврейской мамы Сэди Мильштейн, женщины с весьма неоднозначным характером, в свою трилогию «Нью-Йоркские истории».
За этим фильмом последовали еще 2 работы в кино. Сначала она озвучила Бетти в картине «Кто подставил кролика Роджера». К сожалению, возвращение в 1988 году к делу молодости не стало шедевральным для актрисы. Сразу же за ним вышел в прокат фильм «Рождественские каникулы». Здесь Мэй сыграла престарелую тетушку Вифанию. По роли женщина болела и частенько говорила невпопад. Увы, ситуация, описанная в сценарии, существовала на самом деле, правда, уже у самой актрисы. У нее начиналась болезнь Альцгеймера.
В 1990 году Куэстел последний раз появилась не публике. Это произошло на вечеринке, посвященной 100-летию Грима Нэтвика. Появившуюся живую легенду анимации немедленно окружили журналисты, пытавшиеся услышать от престарелой актрисы некоторые подробности ее биографии. К сожалению, активно прогрессирующая болезнь Мэй привела к почти полному отказу памяти, поэтому на все вопросы она отвечала лишь смущенной улыбкой. Жизнь актрисы завершилась в начале января 1998 года, за 9 месяцев до 90-летия.