Этот поистине самобытный художник появился на свет в Витебске, обучался в Петербурге, но большая часть его жизни прошла за рубежом.
Однако это не помешало ему помнить родные места и всю жизнь рисовать уютные витебские дворики, девушку Беллу, которую встретил и полюбил в городе своей юности. Наверняка любители живописи и не только узнали Марка Шагала – талантливого художника-модерниста еврейского происхождения, оставившего заметный след в мировом искусстве.
Начало жизненного пути
Будущий яркий представитель модернистской живописи родился летом 1887 года неподалеку от Витебска. Его родители, Фейга-Ита Менделевна Чернина и Хацкель Мордухович Шагал, были двоюродными братом и сестрой. У Моисея (так поначалу назвали мальчика) был брат и пять сестер.
Детские годы он провел в Белоруссии, в большом доме, где жила многодетная семья Шагалов. По еврейской традиции обучался на дому, изучая Талмуд, Тору, а также древнееврейский язык. Рисованием увлекался с юных лет. В 1906 посещал художественную школу живописца Юделя Моисеевича Пэна, а затем вместе с приятелем отправился учиться в Петербург. Был тогда он румяным и кудрявым юнцом с 27-ю рублями в кармане, данные отцом на получение художественного образования. Родитель сразу предупредил сына, что помогать ему больше не будет.
В Петербурге
Одаренному, полному амбиций молодому человеку повезло. Он был принят на третий курс петербургской школы Общества поощрения художеств, руководимой Николаем Константиновичем Рерихом. Впоследствии продолжил занятия у иллюстратора и сценографа Льва Самойловича Бакста в приватной художественной школе Елизаветы Званцевой, бывшей ученицей знаменитого художника Ильи Ефимовича Репина. Город на Неве подарил Шагалу знакомство с представителями молодой интеллигенции, увлеченных искусством, в круг которых он был принят.
Жена и муза в одном лице
Осенью 1909 Тея Брахман, дочь витебского врача, познакомила молодого художника со своей подругой Беллой Розенфельд. Случилось это в Витебске. Роковая встреча определила не только дальнейшую судьбу, но и творческий путь Шагала. Девушка с «выпуклыми черными глазами» стала в 1915 его супругой и музой. Ее черты узнаются практически во всех женских лицах картин художника на любовную тему. Художник прожил с Беллой 29 счастливых лет. Вместе с ней в 1922 он уехал из России, сначала в Литву, оттуда в Германию, затем во Францию. В 1937 стал полноправным гражданином этой страны.
Летом 1941 по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке Шагалы уехали в Америку, намереваясь впоследствии возвратиться в Париж. Однако в 1944 Белла скончалась от заражения крови, что стало трагедией для художника.
Спустя 9 месяцев в память о любимой женщине Шагал создал два шедевра: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». А после этого наступила депрессия. Даже мольберты стояли повернутыми к стене. А мастер днями и ночами читал стихи умершей Беллы. Вдохновения хватало только на эскизы к ее поэзии.
Оживление мастера
Шагал хотел, чтобы книга стихов покойной супруги увидела свет, для чего стал вести переговоры с издательствами США. Правда, ему мешало плохое знание английского языка. Тогда его дочка Ида подыскала помощницу-англичанку. Вирджинии Хаггард было 30, Шагалу – 58, но это не помешало страсти, вспыхнувшей между ними. Молодая женщина с большими черными глазами и шикарными волосами так напоминала Марку умершую жену.
У пары родился сын Давид, но через время Вирджиния оставила мастера. Ведь заменить Беллу она так и не смогла, ее призрак, словно стоял между ними.
Впрочем, этот бурный любовный роман оживил художника. Он много и плодотворно трудился, устраивал выставки, живя активной творческой жизнью.
В «плену» у железной леди
Нельзя сказать, что разрыв с Вирджинией прошел для Шагала бесследно. Он пережил его весьма болезненно. Однако дочка познакомила отца, вернувшегося во Францию, с Валентиной Бродской. Молодая красивая женщина владела в то время модным салоном в Лондоне. Через четыре месяца энергичная Валентина стала супругой Шагала, оградив его от всех забот, мешавших творчеству мэтра. Новая жена контролировала даже его личную переписку.
По словам художника, он находился в заключении, которое ему было по нраву. Однако супруга действительно превратила его в «узника», лишив общения даже с дочерью и сыном. Железная леди взяла все в свои руки, не позволяя дарить работы даже родственникам, заявляя, что их уже обещали другим.
Валентина предприняла попытку посягнуть на самое святое – первую жену Шагала Беллу, однако получила жесткий отпор. Художник не забыл о своей музе и до конца жизни помнил о первой и по-настоящему единственной любви.
Впрочем, следует признать невероятную плодотворность в поздний период творчества мастера. Его полотна наполнены яркими красками, светом и жизнерадостностью.
Валентина была с Марком до самой его кончины в 98-летнем возрасте. Случилось это в небольшом французском городке Сен-Поль-де-Ванс.
Немного о творчестве Шагала
Творческое наследие художника высоко ценилось при жизни. Свидетельством этого являются врученные ему награды: премия Эразма за существенный вклад в европейскую культуру в 1961 и премия Вольфа, считающаяся второй по престижности после Нобелевской, в 1981.
Полотна Шагала экспонируются во многих музеях мира, привлекая огромное внимание посетителей.
«Лавка в Витебске» является трепетным напоминанием о белорусском городе, который буквально прикипел к сердцу художника. Полотно написано в 1914 году, когда Шагал возвратился из Парижа. На картине – лавка, в которой торгуют разными продуктами: мукой, сахаром, овсом и т. д. Обыденность здесь удивительно сочетается с поэтичностью.
«Красный еврей» также написан после возвращения на родину, в 1915 году. Искусствоведы полагают, что в этой драматичной работе художника за образом нищего старика скрывается демон, разбуженный после за многовекового сна. Он не может нести ничего хорошего, о чем свидетельствует ее исполнение в кроваво-красных тонах.
«Прогулка», написанная в 1917–1918 годах, является частью цикла автопортретов живописца с его юной супругой Беллой. На картине, насыщенной радостью и светом, влюбленные готовы витать в небесах от счастья. Улыбающийся главный герой удерживает возлюбленную, стремящуюся взлететь вверх. Работа отличается особой метафоричностью. Здесь можно увидеть прекрасный натюрморт, который напоминает о брачном пире, нежную с едва раскрывшимися цветками веточку на фоне неба, птичку, зажатую в руке молодого мужчины.