Веками евреи мечтали обрести собственное государство. Порой эти грезы принимали самые неординарные очертания. В качестве территории для еврейского государства рассматривались любые, порой довольно экзотические предложения. Одна из подобных идей едва не расколола мировое сионистское движение.
Произошло это на заре ХХ века. В 1902 году один из лидеров сионистского движения Теодор Герцль во время переговоров с банкиром Натаном Ротшильдом высказал идею организации еврейского автономного образования на каких-нибудь землях, подконтрольных Британской короне. Близкий к британскому политикуму Ротшильд донес эту мысль нужным людям, и вскоре Герцль уже обговаривал ее с секретарем по делам колоний Чемберленом. Правда, пока данная идея воплотилась в официальное предложение от британского правительства, она почти год блуждала по чиновничьим кабинетам.
В середине августа 1903 сионистскому движению поступило, наконец, долгожданное предложение. Евреям предлагался участок земли на территории нынешней Кении. В те времена это была Британская Восточная Африка, носившая название Уганда. Правда, границы территории не уточнялись. Их планировалось официально обозначить лишь после консультаций между представителями сионистского движения и британских экспертов. Сионистская организация предварительно должна была отправить в Уганду некую комиссию для изучения места предполагаемой автономии, после чего результаты ее работы передать для рассмотрения еврейскому движению.
По замыслу планировалось собственное управление автономией, однако верховная власть находилась бы в ведении британского правительства. Как обычно, предложение облекалось в тогу помощи еврейскому народу, страдающему от антисемитских проявлений в Европе, в первую очередь, в России, где набирало силу черносотенное движение. Правда, в самой Британии евреи также подвергались притеснениям, однако это оставалось как бы за кадром. Хотя стоит отметить, что все-таки в Британской империи дискриминация евреев была относительно сдержанной.
Впрочем, гораздо более вероятной является версия, что британскому правительству требовалась высокопрофессиональная рабочая сила для экономического развития Восточно-Африканского региона. Вторым важным фактором была недавно закончившаяся англо-бурская война, после которой территорию «черной Африки» требовалось заселить послушными и цивилизованными белыми жителями, чтобы именно на них «свалить» все вопросы противостояния с местными народностями.
Практически сразу же после поступления официального предложения от британского правительства Герцль озвучил его на вскоре начавшемся 6-м Сионистском конгрессе. Изначально дискуссионный вопрос организации на свободных землях еврейской автономии после доклада Герцля вызвал буквально шквал эмоций. Не помогло даже разъяснение сути британского проекта в плане того, что Уганда не будет считаться для евреев конечной станцией. Она де будет исключительно промежуточным этапом, неким сборным пунктом на пути к возрождению Израиля на его исконных землях в Палестине.
Есть версия, что согласие Герцля на предложение британского правительства было, что называется, игрой вдолгую. Лидер сионистского движения надеялся сблизиться с истеблишментом империи, установить с ее политиками тесные связи, что в перспективе бы помогло продвижению идеи организации полноценного еврейского государства на исторических землях. Собственно говоря, он ни на пункт не отклонялся от Базельской программы, принятом на 1-м Сионистском конгрессе, где официально говорилось, что еврейское государство должно быть исключительно в Эрец-Исраэле.
Однако хотя Уганда и была приемлема, как и любая другая территория, озвучивание этого плана на 6-м Сионистском конгрессе вызвало бурю эмоций. После ожесточенных дебатов большая часть членов Исполнительного комитета, представлявших на конгрессе Россию, заявили о своем несогласии с британским предложением, после чего покинули зал заседаний. Правда, большинство оставшихся делегатов поддержали идею Герцля. Итогом дискуссий стало формирование специальной комиссии, которая была отправлена в Уганду для оценки перспектив образования там еврейской автономии.
Но это была только тактическая победа Герцля. Его противники из России не успокоились, и, собрав собственную Харьковскую конференцию, создали группировку «Сионисты Сиона», лидерами которой назначили евреев-хасидов Иехиэля Членова и Менахема Усышкина. Новая группировка сформировала делегацию, которая отправилась на встречу с Герцлем, чтобы потребовать от него отречения от плана Уганды. Лидер сионистского движения поначалу отказался встречаться с ней. Впрочем, позже, уже в неофициальной обстановке, поговорил с ее представителями, убеждая сионистов из России, что никак не отказывается от построения государства в Эрец-Исраэле.
Речи Герцля были достаточно убедительными, причем настолько, что даже критически настроенная делегация из России ему поверила. Это спасло сионистское движение от нежелательного раскола. 11 апреля 1904 года состоялось заседание Исполнительного комитета, на котором конфликтующие стороны официально примирились. Но хотя официально примирение и было достигнуто, группа видных сионистов все же покинула организацию, создав собственное движение территориалистов.
К сожалению, правила высокой политики таковы, что ее направление может очень быстро менять свой вектор. Так получилось и в данном случае. Пока евреи ругались между собой, в британском правительстве уже охладели к собственному же плану, и он моментально аннулировался. Кроме того, ездившая в Восточную Африку комиссия вернулась назад с выводом, что Уганда непригодна для расселения там евреев. Отрицательные выводы ее членов решено было заслушать на 7-м Сионистском конгрессе в июле 1905 года, однако сам Теодор Герцль до этого момента не дожил. Его подвело сердце, и лидер мирового сионистского движения скоропостижно скончался.
Учитывая все сложившиеся воедино факторы, план создания еврейской автономии в Уганде закономерно был отвергнут. Делегаты конгресса приняли резолюцию, гласившую, что национальное еврейское государство будет образовываться только согласно правил Базельской программы исключительно в Эрец-Исраэле. Поговаривают, что и сам Герцль незадолго до своей кончины заявил, что только в Палестине евреи по-настоящему обретут покой.
Но вот что удивительно. Вопрос с Угандой для евреев оказался, как бы закрытым, однако идея эта осталась существовать. Ее подхватил Израэл Зангвилл под лозунгом «Земля без народа для народа без земли». Несколько десятилетий он продолжал поиски подходящих земель для поселения там евреев, побывав в Северной Америке, Африке и даже Австралии. Однако основать государство этому видному деятелю еврейского движения так и не удалось. Любопытно, что антисемитски настроенное руководство Польши в период между мировыми войнами рассматривало вариант колонизации Мадагаскара с последующим поселением там польских евреев. Позже эту идею подхватили уже немецкие нацисты. Лишь печальные последствия Второй мировой войны заставили мировое сообщество повернуться лицом к данной проблеме. Евреи получили заветные земли в Палестине, и все идеи с переселениями отпали сами по себе.