В период поисков верной спутницы жизни для своего сын Ицхака Авраам отослал Элиезера, являвшегося его правой рукой, на свою родину. Каким же образом Элиезеру предстояло узнать в женщине именно ту, которая достойна стать истинной матерью еврейского народа?
Старший слуга Авраама понимал, что настоящая невеста должна проявить невероятную доброту. Сидя у колодца, Элиезер увидел Ривку. Эта девушка проявила не только милосердие, но и хесед, который глубоко укоренился в ее характере. Она стала набирать воду для Элиезера и его 10 верблюдов. Причем делала это Ривка без причитаний, не колеблясь и не ожидая благодарности. Девушка оказалась безупречно доброй.
Этот библейский эпизод показывает, что любовь становится для людей цветущим садом лишь при содействии ей сердцем и бескорыстной отдачей друг другу. Не стоит мерить, сколько отдано, не надо подвергать великое чувство сомнению в том, достоин ли его другой человек. Поверьте, что не нужно забрасывать другого доказательствами собственных достоинств, сдерживая себя от проявлений любви. Ведь это делает любовное чувство лишь неприглядным подобием благочестивых отношений.
Возвращаясь к священному писанию, можно сказать, что Авраам имел точное представление об идеале, который был необходим для его сына, чтобы его жизнь озарилась светом. Будущая жена должна олицетворением любви и доброты. Так что, выбирая спутника жизни, не мешало бы следовать по пути мудрого прародителя еврейского народа, устроившего брак своего сына. Авраам понимал недостойность романтического флирта, который только разрушает брак. Совершенную же любовь порождает доброта и всепрощение.
В начале жизненного пути человеку кажется, что именно он располагается в центре мира, который принадлежит ему. Взрослея, он приходит к пониманию, что рядом с ним находятся другие люди с собственными судьбами, мыслями, чувствами. Однако человек, даже прожив очень длинную жизнь, не в состоянии почувствовать и пережить боль окружающих, думать «их мыслями». Его единственной возможностью является понимание других через себя.
Так вот любовь помогает почувствовать себя одним целым с иными людьми. Человек, любящий собственную семью, его «я» – это вся его семья. У того же, кто любит всех односельчан, «я» распространяется на всех земляков. У человека, охватившего своей любовью всех жителей планеты, «я» вмещает весь мир. Он ощущает себя единым целым со всеми людьми мира. Последнее – именно то, что хочет от людей Всевышний, когда велит возлюбить ближнего как самого себя. Каждый из евреев обязан ощутить своих единоверцев как частицу самого себя.
Известно, на арамейском языке понятие «любовь» звучит как «рахамим» и имеет значение «милосердие». Поистине человек любит того, на чье место может себя поставить.
Однако согласно Торе любовь должна распространяться не только исключительно на людей, к которым человек испытывает симпатию. «Пятикнижие Моисеево» повелевает любить всех иудеев. Другие же священные книги учат любить все человечество. Как же это можно сделать? Прежде всего, поняв, что все люди являются созданиями Господа, а также почувствовав себя частицей единого целого, человечества.
Существует еще один путь любви к ближнему. Его подсказывает арамейское слово «аhава» («любовь»), корень которого «hав» имеет значение «дай».
Человеческая природа такова, что при «вкладывании» во что-то или в кого-то происходит процесс привязывания и возникновения ощущения, что это является частью самого человека. Ведь известно, что даже малый урожай, взращенный самим хозяином, дорог ему больше, чем тот, пусть и очень богатый, куда не вложен его труд. Давая что-то своему ближнему, «вкладывая» в него, человек ощущает его частичкой себя и может его полюбить.
В основе супружеской любви лежит не только взаимное удовольствие, но и ощущение мужа и жены как единого целого. Печали, заботы, радости одного становятся печалями, заботами, радостями другого. Так что, находясь рядом, прикладывая усилия к построению крепкой связи и единства, супруги укрепляют свою любовь.
Посмотрите как сказать я люблю тебя на иврите.
Теплота общения, предчувствие ожидания, определенные химические процессы в организме, сильное влечение друг другу присутствует у многих пар уже перед свадьбой. Вероятно, это можно назвать прорастанием семян любви, находящихся в зародыше. Во время свадебной церемонии ощущаются буквально зашкаливающие эмоции. Однако следует помнить, что это всего лишь нижний ярус настоящей любви. И только когда и после свадьбы супруги будут проявлять друг к другу максимум доброты и заботы, то это великое чувство будет подниматься вверх к той вечной любви, при которой люди ощутят себя единым целым.