Мода существует не только на предметы одежды или аксессуары к ней, на бытовые приборы и автомобили. Как ни странно, но имена для детей также подвержены веяниям моды, чему виной некие исторические события.
В СССР в 1961 году произошел всплеск называния своих сыновей Юрами. Случилось так после исторического полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Но бывает и наоборот, когда последствием исторических событий случается почти полное забвение тех или иных имен.
За примером далеко ходить не надо. До событий 1930-1940-х годов в Германии и Западной Европе в целом довольно популярным мужским именем было Адольф. Его носили, как простолюдины, так и королевские особы, в частности, в Швеции. Не стеснялись выбирать имя Адольф и немецкие евреи. Но когда к власти в Германии пришли нацисты, развязавшие кровопролитную Вторую мировую войну и устроив Холокост, данное имя стало ассоциироваться с немецким диктатором Гитлером.
Огромное количество Адольфов отправились в соответствующие учреждения для смены имени на любое другое, попутно переименовывая и своих сыновей, если те носили столь неудобное имя. С тех пор имя Адольф стало крайне непопулярным, и табу с него не снято даже спустя многие десятилетия после окончания той жестокой войны. Сейчас в мире лишь единицы из родителей называют Адольфами своих сыновей, а в еврейской среде это имя попросту является закрытой темой. Среди них Адольфов нет и, наверное, уже никогда не будет.
Другой пример – библейские мужские еврейские имена Иисус и Иуда. До определенного времени среди евреев это были обычные, ничем не примечательные имена. Встречались они часто. Достаточно вспомнить область Израиля Иудею, впоследствии ставшую отдельным государством, и Иисуса Навина – преемника Моисея. Это говорит только о том, что древние евреи нормально воспринимали данные имена, как вполне обычные.
Но вот миру явились Иисус Христос и один из его апостолов Иуда. Тогда ситуация разительным образом поменялась. Родители стали воздерживаться от этих имен, опасаясь сравнения своих детей со столь яркими личностями. Особенно сильно это явление проявилось в странах, принявших христианство как основную религию. Называя ребенка Иудой, родители невольно сравнивали бы его с человеком с низкими моральными устоями. А сравнение с Иисусом – слишком много чести.
В Израиле Машам приходится непросто: при общении с окружающими то и дело возникает недопонимание. Дело в том, что это имя звучит так же, как вопрос на иврите «Который час?». Пишется он как «Ма шаа?», но в разговорной речи евреи обычно его произносят короче: «Маша?». Так что единственный вариант для Маши на Святой земле – представляться своим полным именем – Мария.
Древнееврейский царь Ирод Великий был противоречивым царем. Он не был из рода Давида, поэтому многие его считают узурпатором и не настоящим царем. И хотя он многое сделал для еврейского народа Иудеи, евреи не будут называть своих детей в честь него.
Ну и последнее. Из списка имен, которыми евреи могли бы назвать своих детей стоит выкинуть явно мусульманские имена: Мухамед, Абдулла, Фатима, Зульфия, Ахмет, Джамиль, Муслим и многие другие.