Этот человек – еврей, родившийся и окончивший свой жизненный путь во Франции. Даже в период нацистской оккупации он не сбежал в эмиграцию, а стал участником движения Сопротивления, по мере своих сил приближая победу. Его основным направлением деятельности в послевоенное время стали журналистика и кинорежиссура, в которых талантливая личность сосредоточила главные усилия на антивоенной тематике. Именно благодаря его стараниям свет увидел документальный фильм «Шоа», в котором самым подробным образом исследуется проблема Холокоста. После этой грандиозной картины режиссер создал еще несколько фильмов подобного плана, в которых рассматривались более частные случаи данной катастрофы межнационального масштаба. Имя этого необыкновенно талантливого человека – Клод Ланцман.
Родился будущий кинодокументалист в городке Буа-Коломб 27 ноября 1925 года. Его родители были потомками эмигрантов из России, бежавших из страны после ряда еврейских погромов. Дед с бабушкой по материнской линии выехали из Кишинева (Бессарабия), а родня по отцовской линии – из Вилейки (ныне территория Беларуси).
После того как в ходе боев Второй мировой войны французская армия была разгромлена, а большая часть страны попала под оккупацию, 15-летний подросток вместе с сестрой, скрывая свою национальность, проживали в одной из деревень центрального региона Овернь. В 1943 Клод поступил в лицей Блеза Паскаля, расположенный в овернской столице Клермон-Ферране. Едва обжившись на месте, он организовал в лицее одну из ячеек Сопротивления, а потом и вовсе ушел в партизаны, именуемые во Франции «маки».
По окончании войны молодой человек отправился в Германию, в крупнейший центр университетского образования город Тюбинген, где изучал философию. После этого он поехал в Берлин, где начал преподавать французскую литературу и философию во вновь открытом Свободном университете. В этот период времени молодой человек познакомился с видным философом и писателем Жан-Полем Сартром и журналисткой Симоной де Бовуар. С их помощью университетский преподаватель приобщился к журналистике, начав сотрудничать с выпускаемым ими журналом «Новые времена». Некоторый период он даже был главным редактором этого издания. Свою журналистскую деятельность Клод посвящал антивоенной тематике и арабо-израильским отношениям.
К 1970 году Ланцман, уже набравшийся опыта, решил обратить свое внимание на документальное кино. Его дебютом на этом поприще стал фильм «Почему Израиль?», яркая, полемическая и провокационная картина. Однако главной работой всей жизни этого человека стала кинолента «Шоа», к созданию которой он приступил в 1974 году. В продолжение 10 лет мастер работал над этой картиной, пока она в 1985 не вышла на экраны, став настоящим откровением для людей.
В «Шоа» режиссер специально отошел от стандартной практики использования письменных и фотоматериалов, а также кинохроники, сосредоточившись исключительно на разговорах с непосредственными свидетелями тех событий. Ими в фильме выступали, как жертвы, т. е. евреи, сумевшие выжить в концлагерях, так и нацисты и их пособники, являвшиеся непосредственными исполнителями преступных приказов. Интересно, что киноматериала, отснятого в период работы над «Шоа» было так много, что его хватило не только для создания 9-часового главного фильма, но и еще для целого ряда картин, которые мастер создал впоследствии.
Ланцман посчитал, что любой игровой фильм на эту тему сведет факт глобальной катастрофы к частному сюжету, а использование исторических сводок даст набор абстрактных цифр, с которыми мозг рядового человека попросту не справится. Режиссер решил проблему. Он приходил и расспрашивал людей, являвшихся непосредственными участниками тех событий. У каждого из них есть лицо, имя, биография, его опрос проводился достаточно долго и подробно, так что зрителю было понятно, что все опрашиваемые люди реальны.
В своем фильме режиссер использовал несколько революционных для того времени методов. Его разговоры с людьми перед камерой были не просто беседой, а допросом с пристрастием свидетелей гигантской катастрофы, которая приключилась не только с евреями, а со всей современной цивилизацией. Отказ от каких бы то ни было архивных кадров убрал спасительную дистанцию между нынешним зрителем и музейным экспонатом. В его фильме используется принцип «здесь и сейчас», поэтому картина получилась, как бы современником зрителя. От памяти об этих событиях сбежать невозможно, даже уехав на другой край земли.
Еще одной находкой автора фильма стала горькая дихотомия «присутствия» и «отсутствия». По сути, все люди, попавшие в кадр, находились в нем по причине гибели других людей, погибших в период Холокоста. И они сами прекрасно это понимали. Недаром один из свидетелей, парикмахер из Бронкса, плакал прямо перед камерой, вспоминая, как он стриг в предбаннике газовой камеры обреченных на смерть людей. Об этом же рассказывают и показываемые в фильме пустыри, на территории которых некогда находились концентрационные лагеря, а ныне скрываются от людских глаз массовые захоронения.
И еще один факт. Режиссер не старался втиснуть картину в рамки стандартного проката. Затронутая им тема попросту в нее не помещается, поэтому фильм и длится целых 9 часов. Но за 10 лет работы Ланцманом было снято так много материала, что режиссер впоследствии создал еще несколько полноценных фильмов, последний из которых «Четыре сестры» вышел в прокат буквально перед кончиной мастера.
Появление киноленты «Шоа» не только вызвало широкий отклик общественности, но и стало стимулом для создания литературных произведений о Холокосте, в которых использовались свидетельства выживших людей. Сам фильм начал немедленно демонстрироваться на различных кинофестивалях международного уровня, где удостаивался премий и всевозможных призов. Различные общества кинодокументалистов, критиков и престижные киноакадемии также посчитали своим долгом отметить данный фильм. Отмечались и последующие творения автора. Его картина «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов», созданная в 2001 году и рассказывающая о восстании заключенных, приведшем к их побегу из лагеря, в том же году участвовала в Каннском кинофестивале на внеконкурсном показе.
Мастер ушел из жизни на 93-м году жизни 5 июля 2018 года и покоится сейчас на парижском кладбище Монпарнас.