Откровенно говоря, далеко не все люди правильно понимают понятие «антисемитизм». В целом, это нелюбовь ко всем семитам в принципе, а к ним, кстати, относятся арабы, ассирийцы, самаритяне и еще несколько народов. Понятно, что сейчас в Европе открыто выражать свою нелюбовь к арабам – себе дороже. С другой стороны, как могут семиты-арабы проводить антисемитскую политику? Поэтому следует уточнить, что антисемитизм в его узком понимании – это нелюбовь именно к евреям. Исходя из этого, давайте разберемся: а есть ли такое явление в Израиле?
Если уйти немного глубже в историю, то можно заметить, что идеология сионизма возникла относительно недавно, где-то в конце XIX века. Ее сторонники продвигали идею возвращения всех евреев на их историческую родину. Правда, земля эта, на тот момент именуемая Палестиной, была захудалой турецкой провинцией, не имевшей не то что науки и промышленности, но даже толкового сельского хозяйства. И как бы ни старались адепты сионизма агитировать своих соплеменников, далеко не все евреи соглашались покинуть благоустроенную Европу или Америку и отправиться в регион, отстающий в своем развитии на доброе столетие от цивилизованных стран.
Ситуация нисколько не изменилась с приходом в Палестину англичан. Поток евреев, прибывающих в этот край, был крайне низок для провозглашения собственного государства. И только приход к власти нацистов в Германии, начавших проводить откровенно антиеврейскую политику, показал, что сионисты были правы: еврейский народ мог выжить, лишь имея собственное государство. Но даже и в этом случае большинство евреев стремились попасть за океан, в США, а в Палестину отправлялись либо те, кому уже не было чего терять, либо самые отчаянные.
Собственно, это и неудивительно, ведь на Ближнем Востоке люди моментально попадали на враждебную территорию, где местный народ был очень сильно недоволен появлением массы пришельцев, которых здесь не наблюдалось добрых два тысячелетия. Тем не менее, Израиль был провозглашен, а его жители примерно за 30-40 лет сумели не только выстоять в череде войн, но и построить благополучное, динамично развивающееся государство. Теперь изменение места жительства стало для большинства евреев вполне приемлемым.
Но вот что интересно. Приезжая в Израиль, репатрианты попадали в совершенно другую страну, с уже сложившимся собственным жизненным укладом. А если учесть, что значительный процент новых переселенцев был из СССР, жизнь в котором оставила после себя огромный след в памяти, то для многих из них непривычные гражданские отношения стали откровением. Весьма сложно было перестроиться многочисленным родственникам и членам семей переселенцев, имеющих нееврейские корни. Они ведь просто отправлялись в «другой Советский Союз», где более благополучная жизнь и изобилие товаров в магазинах.
И пусть со временем люди как-то привыкают к существующим обстоятельствам, но “осадочек-то” остается. Определенный негатив постоянно накапливается, особенно когда человек, чтобы поднять свой статус, трудится на двух, а то и трех работах, а по улицам в это же время праздно прогуливаются, либо эфиопы, законно считающие себя евреями, либо ортодоксы. Этим представителям вполне достаточно тех средств, которые им выделяет государство. Но что особенно обидно – пособия-то берутся из кошельков работающих граждан Израиля.
Вот и получается, что часть людей, давно живущих на Земле Обетованной либо уже родившихся здесь, недолюбливают новых репатриантов, сетуя на то, что понаехали сюда, да еще и языка толком не знают. Новые же граждане страны, вспоминая некоторые аспекты своей прошлой и вполне благополучной жизни, отвечают взаимностью коренным израильтянам. Ситуацию усугубляет и тот факт, что само израильское общество давно поделилось на группы. Евреи, приехавшие из Соединенных Штатов, из Западной Европы, с подозрением относятся к соплеменникам из Советского Союза и его республик.
Для русских же евреев, а тем более их славянских или каких-то других родственников, Америка и Европа так и остались идеологическими противниками. Вот и получается, что одни евреи не любят других евреев. Причины кроются не только в их различном менталитете, но и в том, что одним, якобы, дано все, а другим – ничего. А еще в том, что получения статуса в обществе вновь надо усиленно работать, а возраст уже не тот. Да мало ли за что.
Но не смотря на все разногласия, явную и скрытую вражду, всех объединяет общая земля. Еще 3 тысячи лет назад она стала еврейской и останется ей навсегда. Земля, за которую любой житель страны готов отдать всё. Мы все плачем в дни траура и танцуем в праздники. Еще утром мы может пренебрежительно посмотреть на соседа-эфиопа, а вечером на Пурим разделить с ним бокал красного вина.